Дело №2а-1142/2020
24RS0017-01-2020-000043-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чигодайкиной Светланы Сергеевны к администрации Емельяновского района Красноярского края, муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным бездействия должностных лиц, наложении обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Чигодайкина С.С. обратилась в суд к Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» с административным иском о признании незаконным бездействия должностных лиц, наложении обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Требования мотивированы тем, что 10.09.2019 Чигодайкина С.С. (до замужества и смены фамилии - Третьякова С.С.) обратилась к административным ответчикам с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества площадью 1 494 кв.м, расположенного в <адрес>, которое подлежало рассмотрению в течении 30 дней. Однако на момент обращения в суд с административным иском указанное заявление административными ответчиками не рассмотрено, какого-либо решения по нему не принято. Допущенное бездействие нарушает права административного истца на приобретение земельного участка и порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления. С учетом изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» по не рассмотрению заявления Чигодайкиной (Третьяковой) С.С. № от 10.09.2019 года; обязать уполномоченный орган администрации Емельяновского района Красноярского края рассмотреть в установленный законом срок указанное заявление и по итогам его рассмотрения выполнить действия, предусмотренные п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ.
В зал суда административный истец Чигодайкина С.С. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административных ответчиков Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» – Хасиева Н.Э. (доверенности в деле) в судебное заседание также не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила.
В ранее представленном письменном отзыве просила отказать в удовлетворении административного иска Чигодайкиной С.С., ссылаясь на то, что на ее заявление № от 10.09.2019 административными ответчиками дан мотивированный ответ № от 25.05.2020 за подписью и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И., которым в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка отказано. Таким образом, требования административного истца удовлетворены административными ответчиками в добровольном порядке.
Представитель заинтересованного лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Рябинина Г.В. (доверенность в деле) в зал суда также не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В ранее представленном письменном отзыве указала, что земельный участок, требуемый в заявлении Чигодайкиной (Третьяковой) С.С. площадью 1 494 кв.м, расположен в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>. При анализе соотношения границ испрашиваемого земельного участка с границами лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска установлено, что участок не входит в границы лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска. При соотнесении границ участка с картой местности с использованием спутниковых снимков приложений (Яндекс-карты, Гугл-земля) выявлено, что рассматриваемый участок не покрыт зелеными насаждениями и включает в себя часть полевой дороги. Рассматриваемый земельный участок территориально расположен в границах ООПТ краевого значения - государственного комплексного заказника «Красноярский». Согласно пункта 3.1 положения о государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», утвержденного Постановлением Правительства края от 20.04.2010 № 196-п, заказник создан только на землях лесного фонда. Следовательно, в случае, если земельный участок имеет категорию земель лесного фонда, то он входит в состав заказника «Красноярский». Предоставление информации о границах земельного участка относительно границ лесного фонда (лесничеств, лесопарков) отнесено к компетенции министерства лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем, рассмотрение вопроса по существу без информации от Министерства лесного хозяйства Красноярского края является преждевременным.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 150 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чигодайкина (до брака Третьякова) С.С., 10.09.2019 обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в аренду сроком на три года земельного участка площадью 1 494 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
12.09.2019 указанное заявление было передано для рассмотрения из администрации Емельяновского района Красноярского края в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
Письмом № от 25.05.2020 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» отказало Чигодайкиной (Третьяковой) С.С. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения, где не предусмотрено ведение огородничества. Кроме того, испрашиваемый земельный участок накладывается на существующий проезд общего пользования, в связи с чем, в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Рассматривая требования истца о признании незаконным бездействия административного ответчика в части не рассмотрения ее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что органами местного самоуправления на территории Емельяновского района Красноярского края административный регламент по оказанию муниципальной услуги предоставления земельных участков не разработан и не принят, в связи с чем, к спорным правоотношениям сторон необходимо применять общие нормы земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Положениями пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
При этом в силу требований пункта 7.1 той же статьи, в случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Как уже отмечалось выше, 10.09.2019 Чигодайкина (Третьякова) С.С. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка площадью 1 494 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, в силу вышеприведенных норм закона, решение о предварительном согласовании предоставления испрошенного административным истцом земельного участка либо об отказе в таком согласовании должно было быть принято административными ответчиками не позднее тридцати (сорока пяти) календарных дней с момента получения такого заявления, т.е. не позднее 10.10.2019 (либо 25.10.2019).
Между тем, из материалов дела следует, что решение об отказе Чигодайкиной С.С. в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка было принято административными ответчиками лишь 25.05.2020, т.е. с существенным нарушением установленных законом сроков.
Мотивом несвоевременного принятия решения по заявлению Чигодайкиной С.С. административные ответчики указали необходимость согласования схемы расположения требуемого земельного участка в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", для чего 10.10.2019 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» направило в Министерство лесного хозяйства Красноярского края запрос о согласовании схемы земельного участка на предмет его предполагаемого нахождения в границах земель лесного фонда.
Однако даже в таком случае предусмотренные ст.39.15 ЗК РФ сроки для принятия муниципальным органом соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в этом истекли 25.10.2019; следовательно, с 26.10.2019 до 24.05.2020 административными ответчиками допущено незаконное бездействие по не рассмотрению по существу поступившего заявления Чигодайкиной С.С.
При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным бездействия Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», допущенного в период с 26 октября 2019 года по 24 мая 2020 года в части не рассмотрения ее заявления от 10 сентября 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка и не принятия по нему никакого решения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, поскольку допущенное нарушение, выразившееся в не рассмотрении обращения Чигодайкиной С.С. от 10.09.2019 было административными ответчиками устранено в ходе рассмотрения дела - административному истцу был направлен ответ № от 25.05.2020 года; оснований для возложения на административных ответчиков обязанности устранения данного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Чигодайкиной Светланы Сергеевны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Емельяновского района Красноярского края, муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», допущенное в период с 26 октября 2019 по 24 мая 2020 года в части не рассмотрения заявления Чигодайкиной (Третьяковой) Светланы Сергеевны от 10 сентября 2019 года (вх.№7586) о предварительном согласовании предоставления земельного участка и не принятию по нему решения.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Судья И.Г. Медведев