Решение по делу № 5-271/2018 от 25.07.2018

Дело № 5-271/2018г. копия    

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е    

«13» августа 2018 г.                             г.Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Плешивцев С.И.,

с участием защитника Поповой Е.А., действующего по доверенности,

представителя административного органа - Территориального органа Росздравнадзора по <Адрес> - Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании с 15:00 час до 18:00 час. дело об административном правонарушении в отношении: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту также ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России), юридический адрес: г. Пермь, ул. Петропавловская, 26, место осуществления деятельности: г.Пермь, ул. Луначарского, 74 <данные изъяты>), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ,

    У С Т А Н О В И Л:

    С 12 июля 2018 по ДД.ММ.ГГГГ комиссией Территориального органа Росздравнадзора по <Адрес> в ходе проведения внеплановой документарной проверки юридического лица ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, расположенного по адресу: <Адрес>, а также по месту осуществления медицинской деятельности по адресу: <Адрес>, были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по профилю «пластическая хирургия». В ходе проведенной проверки установлено, что ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России является медицинской организацией, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Территориальным органом Росздравнадзора по <Адрес>, со сроком действия – бессрочную. В лицензии ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России по адресу: 614990, <Адрес>, указаны, в том числе следующие виды работ: при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: «пластической хирургии». Лицензия на осуществление видов работ (услуг) по «пластической хирургии» получена в феврале 2017 г. в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н. В штатном расписании ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России на 2018г. имеется ставка заведующего центра пластической хирургии 0,25 ставки.

    1) Выявлено нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, а именно: согласно штатному расписанию создан Центр пластической хирургии в составе Стоматологической больницы. Центр представлен 2 стационарными койками в Стоматологической больнице по адресу: Луначарского, <Адрес>. В Центре оказывается медицинская помощь по пластической хирургии – пластические операции (в соответствии с Прейскурантом цен).

    1.1.) Не соблюдаются требования Порядка в части соблюдения правил организации деятельности центра пластической хирургии (Приложение Порядка).

    - отсутствует круглосуточно функционирующие рентгеновское отделение (кабинет), функционально и технологически объединенное с отделением(-ями) пластической хирургии Центра.

Отделение лучевой диагностики расположено в соседнем здании по адресу: Луначарского, <Адрес>, в ночное время экстренные исследования проводятся в ГБУЗ ПК «<Адрес>вая клиническая больница» (Предоставлен договор возмездного оказания медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключен с ГБУЗ ПК «<Адрес>вая клиническая больница»).

    -отсутствует круглосуточно функционирующая клинико-диагностическая лаборатория, расположенная в пределах имущественного комплекса, функционально и технологически объединенная с отделением(-ями) пластической хирургии Центра.

Клиническая лаборатория располагается по адресу: Екатерининская, <Адрес>, в ночное время экстренные исследования проводятся ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница » (Представлен контракт на оказание услуг – лабораторные исследования от ДД.ММ.ГГГГ ).

    - отсутствует в отделении лучевой диагностики маммографический рентгеновский аппарат.

    1.2) Не соблюдаются требования Порядка в части обеспечения штатных нормативов центра пластической хирургии (Приложение Порядка).

- не обеспечена круглосуточная работа Отделения в соответствии с Правилами организации деятельности отделения пластической хирургии (Приложение Порядка) – в отделении должно быть обеспечено наличие круглосуточной дежурной бригады в составе врача-пластического хирурга и медицинской сестры палатной для непрерывного наблюдения за пациентами. (Сверх должностей врачей-пластических хирургов, предусмотренных штатными нормативами отделения пластической хирургии, не установлено дополнительно 4,75 должности врача-пластического хирурга и 4,75 должности медицинской сестры (Приложение Порядка)). В учреждении имеется штатная единица – 0,25 ставки заведующего отделением врач-пластический хирург.

    Данный факты являются нарушениями Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, ст. 10, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. а п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

2) Выявлено нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в части отсутствия необходимого профессионального образования врачей-специалистов, а именно:

Одним из лицензионных требований является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (пп. д п. 4 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

На момент действия Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, утвердившего новый Порядок):

Стоматологической больницей ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России пластические операции проводят врачи челюстно-лицевые хирурги, в нарушение п. 8 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», так у врачей, проводивших оперативное вмешательство – Р, М, отсутствует действующее тематическое усовершенствование по соответствующему (профильному) разделу пластической хирургии. Медицинская карта стационарного больного , операция: Верхняя и нижняя блефаропластика оперирующий хирург Р (ДД.ММ.ГГГГ). Медицинская карта , операция Нижняя блефаропластика оперирующий хирург М (ДД.ММ.ГГГГ).

    Данные факты являются нарушением Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н,, ст. 10, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «д» п. 4, пп. «а», «г» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

    3) Выявлено нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в части отсутствия принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения работ (услуг) зарегистрированных в установленном порядке, а именно:

3.1) Учреждением используются медицинские изделия, на которые отсутствуют сведения об их государственной регистрации: Операционная 2 этаж: <данные изъяты>, серийный номер <данные изъяты>, производства Mectron, Италия (данная информация указана на корпусе медицинского изделия) Ультразвуковая хирургическая система; <данные изъяты> (данная информация указана на корпусе медицинского изделия) налобный осветитель. ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера Минздрава России не представлены регистрационные удостоверения на данные медицинские изделия. В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, отсутствуют сведения о данных медицинских изделиях.

3.2) <данные изъяты>

    Данные факты свидетельствует о нарушении ст. 10, 37, 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. б п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

    Существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан при использовании ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера Минздрава России медицинских изделий, не отвечающих требованиям (отсутствуют сведения о государственной регистрации медицинских изделий), установленным законодательством.

Пациенты не обладают специальными познаниями в медицинской области и не в состоянии оценить соответствие медицинских изделий требованиям, установленным законодательством. Нежелательные последствия использования медицинских изделий при отсутствии государственной регистрации могут возникнуть на протяжении отдаленного периода времени, а также нести угрозу причинения вреда не ограниченному кругу лиц.

4) Выявлено нарушение лицензионных требований в части соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с пп. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности» Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, в т.ч. являются: соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится в соответствии с приказом «О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологической поликлинике клинического многопрофильного медицинского центра» от ДД.ММ.ГГГГ , подписанного ректором. В соответствии с приказом назначена ответственная за организацию и состояние внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – главный врач. Вышеуказанным приказом утверждено Положение о системе контроле качества и безопасности медицинской помощи населению в стоматологической больнице и стоматологической поликлинике ККМЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России. В соответствии с п. 1.2 Положения: о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности – Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в соответствии с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи. Задачами внутреннего контроля качества являются в т.ч. выявление дефектов в организации лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, и установление причин их возникновения. Согласно данному Положению утверждены уровни контроля качества медицинской помощи. В соответствии с пунктом 2.1 Приказа ответственные лица за проведение первого уровня контроля – лечащие врачи (самоконтроль врача). Лечащий врач соблюдает требования к ведению первичной медицинской документации, проверяет соответствие назначений, сделанных пациенту, медицинским стандартам. В первичной документации отражает выполнение медицинских стандартов и обосновывает причины отклонения от них, контролирует выполнение врачебных предписаний пациентам и выполнение врачебных назначений медицинской сестрой. В соответствии с пунктом 2.2.1 Приказа ответственные лица за проведение второго уровня контроля – заведующие отделениями, в том числе – заведующий отделением Центра пластической хирургии П В частности обязанностью зав. отделением стационара является оценка результатов по каждому законченному случаю, контроль соответствия технологии установленным стандартам, анализирует отклонения от медицинских стандартов. Кроме того, оценивается качество медицинской помощи на промежуточных этапах лечения (оперативный контроль), качество ведения и оформления первичной медицинской документации, принимаются меры по обеспечению правильного ее ведения, а именно:

а) В нарушение данных требований не проведен первый и второй этапы контроля качества медицинской помощи стационарного больного Н (медицинская карта стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ).В протоколе операции пациентки Н указано, что местная анестезия проводилась лекарственными препаратами: раствор лидокаина 0,25% 80,0 + наропин 50 мг с адреналином. Операцию проводил П, ассистент С операционная медсестра С. На момент проверки установлено, что лекарственный препарат «наропин» медицинской организацией не закупался. Согласно объяснениям врача П данный препарат в протоколе указан ошибочно. Таким образом, при проведении контроля качества медицинской помощи на первом и втором уровне не было выявлено в первичной медицинской документации расхождений с фактически введенным пациентке лекарственным препаратом. Данное расхождение не позволяет установить, какой препарат использовался для проведения местной анестезии пациентке вместо «наропина». При этом в протоколе операции в медицинской карте стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ имеются подписи врача П и его ассистента и операционной медсестры.

б) в нарушение данных требований не проведен первый и второй этапы контроля качества медицинской помощи стационарного больного О (медицинская карта стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ). В протоколе операции пациентки О указано, что местная анестезия проводилась лекарственными препаратами: раствор новокаин 0,25% 200 мл + наропин 200 мг. Операцию проводил П, операционная медсестра Д, анестезист К На момент проверки установлено, что лекарственный препарат «наропин» медицинской организацией не закупался. Согласно объяснениям врача П данный препарат в протоколе указан ошибочно. Таким образом, при проведении контроля качества медицинской помощи на первом и втором уровне не было выявлено в первичной медицинской документации расхождений с фактически введенным пациентке лекарственным препаратом. Данное расхождение не позволяет установить, какой препарат использовался для проведения местной анестезии пациентке вместо «наропина». При этом в протоколе операции в медицинской карте стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ имеются подписи врача П, операционной медсестры Д, анестезиста К

Данные факты свидетельствует о нарушении пп. б п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», Положения о системе контроле качества и безопасности медицинской помощи населению в стоматологической больнице и стоматологической поликлинике ККМЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, утвержденного Приказом «О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологической поликлинике клинического многопрофильного медицинского центра» от ДД.ММ.ГГГГ .

    В соответствии с пп. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности» Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, в т.ч. являются: соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    В соответствии со ст. 90 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций».

Организация работы врачебной комиссии в лечебно-профилактических учреждениях должна осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ).

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится в соответствии с приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ «О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологической поликлинике клинического многопрофильного медицинского центра».

Приказом утверждено Положение о системе контроле качества и безопасности медицинской помощи населению в стоматологической больнице и стоматологической поликлинике ККМЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России.

В п. 1.3 Положения указано - объемом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий… с целью достижения конкретных результатов.

Система внутреннего контроля качества медицинской помощи включает в себя в том числе: материально-техническое и лекарственное обеспечение, уровень профессиональной подготовки сотрудников (п. 1.4.1 Положения). Данная работа организацией (ответственным лицом-главным врачом) не проводится.

В соответствии с п. 3 Положения при проведении контроля качества медицинской помощи «оцениваются соблюдения установленных порядков оказания и стандартов медицинской помощи». Данная работа организацией (ответственным лицом-главным врачом) также не проводится.

    Таким образом, установлен ненадлежащий контроль за качеством оказания медицинской помощи со стороны ответственных лиц (при наличии приказов о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности), а именно:

- не соблюдение порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», что свидетельствуют о нарушении при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - отсутствия необходимого профессионального образования врачей-специалистов;

- обращение в лечебном учреждении медицинских изделий, не отвечающих установленным требованиям.

Ненадлежащее осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на всех уровнях может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни неограниченного круга граждан.

Потерпевшие П, Н, М, К, З, О в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и места рассмотрения протокола.

Законный представитель юридического лица – ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера Минздрава России <данные изъяты>К в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения протокола.

Защитник П в судебном заседании вину ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера Минздрава России в совершении административного правонарушения по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ признала частично, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым пунктом 3.1. протокола установлено, что медицинское изделие <данные изъяты> 3» не имеет государственную регистрацию, тогда как в госреестре медизделий имеется государственная регистрация медицинского изделия <данные изъяты>» за номером ФС . Университетом у поставщика изделия запрошены дополнительные документы на товар. Обращение изделия «Piezosurgery 3» приостановлено актом от ДД.ММ.ГГГГ (копия акта) прилагается).    Лицензия на осуществление видов работ (услуг) по «пластической хирургии» получена в феврале 2017 года, в соответствии с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 555н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" (Зарегистрировано    в    Минюсте    России    ДД.ММ.ГГГГ №    27150). При оказании медицинской помощи пациентам стоматологической больницы по «пластической хирургии» Университет руководствовался Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ). Порядок оказания медицинской помощи детям при оказании медицинской помощи по «пластической хирургии» в условиях стационара врачами стоматологической больницы был полностью соблюден. ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 298н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 51410) был утвержден и вступил в законную силу по «пластической хирургии» новый порядок оказания медицинской помощи. Центр пластической хирургии стоматологической больницы провел единственную операцию ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что назначена операция была до момента выхода приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н. Приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ а, в связи с вступлением в действие приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 298н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) Университетом было приостановлено осуществление медицинской деятельности в центре пластической хирургии стоматологической больницы КММЦ Университета. В отношении ненадлежащего контроля за качеством оказания медицинской помощи со стороны ответственных лиц: <данные изъяты> П и <данные изъяты> П Университетом будет проведена врачебная комиссия после выхода из отпусков указанных сотрудников (копии приказов прилагаются). На комиссии будут выявлены причины осуществления ненадлежащего контроля оказания медицинской помощи (описки в мед. картах и т.д.), запрошены объяснительные сотрудников, будут устранены выявленные комиссией нарушения. В период осуществления медицинской деятельности Университетом по профилю «Пластическая хирургия», а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Университетом была проведена единственная операция, с ДД.ММ.ГГГГ медицинская деятельность по профилю «пластическая хирургия» не оказывается. Данные факты исключают причинение вреда здоровью неограниченному кругу лиц, которые бы повлекли последствия для здоровья. Кроме того, Университетом готовится пакет документов (оплачивается госпошлина) по подаче заявления на отзыв лицензии на оказание медицинской деятельности по профилю «пластическая хирургия». При вынесении постановления просим учесть следующие смягчающие обстоятельства: -    стоматологическая больница является структурным подразделением ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, оказывает медицинскую помощь по следующим разделам: челюстно-лицевой хирургии, хирургическая стоматология, терапевтическая стоматология, ортодонтия, ортопедия и лечебно-консультативный центр по лечению и диспансеризации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области, является единственным специализированным лечебно-профилактическим учреждением в <Адрес> и <Адрес>, осуществляющим высококвалифицированную специализированную хирургическую медицинскую помощь больным по челюстно-лицевой хирургии (экстренную и плановую). Оказывается многоэтапная помощь, в том числе социальная, с рождения ребенка до 18 и полной реабилитации, осуществляются выезды в роддома, проводится санавиация. В стоматологической больнице проводятся уникальные операции: по удалению опухоли слюнных желез, по удалению бранхиогенных кист и свищей. В 2017 году больница осуществила 3005 госпитализаций, из низ детей 1170, за 6 месяцев 2018 года было госпитализировано 943 взрослых 618 детей, общий план на 2018 года составил 3054 госпитализаций, включая высокотехнологичную медицинскую помощь и по ОМС, план государственного задания больницей ежегодно выполняется на 100%. ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России ранее не привлекалось к административной ответственности за выявленные нарушения; добровольно прекратило осуществление мед помощи по профилю «Пластическая хирургия»; является бюджетным учреждением. Просят учесть смягчающие обстоятельства и финансовое положение ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России по протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель Территориального органа Росздравнадзора по <Адрес> Д в судебном заседании настаивала на привлечении к административной ответственности ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде приостановления деятельности.

На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) основными принципами охраны здоровья являются, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1); приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункт 2); доступность и качество медицинской помощи (пункт 6); недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункт 7).

Согласно статье 10 Закона об охране здоровья граждан доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 37- Закон об охране здоровья граждан медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В соответствии с подпунктами «д», «б» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Согласно пункту 5 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

    г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

    Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).

    Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

    1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 90 Федерального закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

    Приказом Минздрава России от 31.05.2018г. н Утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» (начало действия документа - ДД.ММ.ГГГГ), который устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослым и детям по профилю "пластическая хирургия" (далее - медицинская помощь) в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации).

Как следует из материалов дела и установлено судьей, на основании приказа от 10.07.2018г. руководителя Территориального органа Росздравнадзора по <Адрес> Н, в том числе, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 01.06.2018г. ВП-28/18 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, расположенного по адресу: <Адрес>, место осуществления деятельности : <Адрес> (л.д. 14-29).

В ходе проверки установлено, что ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России является медицинской организацией, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № ФС-59-01-001559, выданную Территориальным органом Росздравнадзора по <Адрес>. Срок действия лицензии бессрочно.

    В лицензии ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России по адресу: 614990, <Адрес>, указаны в том числе следующие виды работ: при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):

- при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: «пластической хирургии».

    Лицензия на осуществление видов работ (услуг) по «пластической хирургии» получена в феврале 2017 г. в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н (данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, утвердившего новый Порядок).

    В штатном расписании ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России на 2018г. имеется ставка заведующего центра пластической хирургии 0,25ставки.

     Приказом от ДД.ММ.ГГГГ а «О приостановлении медицинской деятельности», согласно которому медицинская деятельность в центре пластической хирургии стоматологической больницы клинического многопрофильного медицинского центра ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

    В период с 12.07.2018г по 18.07.2018г. при проведении проверки было выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в части: - не соблюдения требования Порядка в части соблюдения правил организации деятельности центра пластической хирургии (Приложение Порядка), - не соблюдения требования Порядка в части обеспечения штатных нормативов центра пластической хирургии (Приложение Порядка); - отсутствия необходимого профессионального образования врачей-специалистов; - в части отсутствия принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения работ (услуг) зарегистрированных в установленном порядке, что является нарушением ст. 10, 37, 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. б, д п. 4, пп. а, г п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Кроме того выявлены нарушения в части соблюдения установленного порядка, а именно: - не соблюдение порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», что свидетельствуют о нарушении при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - отсутствия необходимого профессионального образования врачей-специалистов; - обращение в лечебном учреждении медицинских изделий, не отвечающих установленным требованиям, что является нарушением пп. б п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», Положения о системе контроле качества и безопасности медицинской помощи населению в стоматологической больнице и стоматологической поликлинике ККМЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, утвержденного Приказом «О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в стоматологической поликлинике клинического многопрофильного медицинского центра» от ДД.ММ.ГГГГ .

В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.31-42).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по <Адрес> в отношении ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России в его совершении подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом от 24.07.2017г. (л.д. 1-13); копией поручения Правительства РФ от 01.06.2018г. за № ТГ-П12-3058 (л.д.14); копией уведомления о проведении внеплановой проверки (л.д.15); копией приказа от 10.07.2018г. о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.16-30); копией акта проверки от 18.07.2018г. (л.д.31-42); копиями медицинских карт стационарных больных , , , (л.д.43-53); копией операционного журнала (л.д. 54-57); копией договора от 16.02.2018г. поставки с приложениями (л.д. 58-64); копиями товарных накладных (л.д.65-72); копией Положения о центре пластической хирургии стоматологической больницы (л.д.73-80); копией трудового договора от 18.08.2016г. с Р, документами об образовании (л.д.81-91); копией трудового договора от 25.08.2016г. с М, документами об образовании (92-102); копией приказа от 09.02.1018г. с Положением (л.д. 103-118); копией приказа а от 06.07.2018г. о приостановлении медицинской деятельности в центре пластической хирургии с 06.07.2018г. (л.д. 119); копиями медицинских карт стационарных больных , (л.д.120-123); копиями объяснительных П (л.д.124-125); Должностной инструкцией заведующего центра-врача пластического хирурга (л.д.121-129); копией приказа о назначении КнК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130); копией Устава ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (л.д.132-169); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (л.д.170-197); сведениями о наличии у ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России лицензий (л.д.198-199); копией выписки из штатного расписания на период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. (л.д. 200-201); наименованием и прейскурантом услуг (л.д. 202-206); копией трудового договора с П (л.д.207).

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России в совершении инкриминируемого деяния. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому суд признает их допустимыми доказательствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих, что ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, материалы дела не содержат.

Суд квалифицирует действия ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Довод защитника об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с тем, что отсутствовала угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан не обоснован, и опровергается материалами дела, пояснениями представителя административного органа.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом названных обстоятельств, при этом применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица административного органа или суда, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Между тем, исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не усматривается.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, ранее к административной ответственности не привлекалось, кроме того, что правонарушение совершено при оказании медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями.

Судом признается как обстоятельство, смягчающие административную ответственность – принятие мер к устранению нарушений, фактическое прекращение медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю «пластическая хирургия» выявленных при проведении проверки, частичное признание вины.

Отягчающих обстоятельств – не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом вышеизложенного, а также конкретных обстоятельств дела судья считает, что наказание юридическому лицу должно быть назначено с учетом обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая данные об имущественном и финансовом положении юридического лица, исходя из характера совершенного правонарушения, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ для юридических лиц.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать виновным Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Сумму штрафа перечислить в УФК по Пермскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю) л/с 04561786160, р/счет 40101810700000010003 Отделение Пермь г.Пермь, КБК – 06011690010016000140, БИК – 045773001, ИНН -5903017928, КПП-590301001, ОКТМО- 57701000.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми.

Неуплата административного штрафа в срок 60 суток влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей в соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ.

Постановление в течение 10 суток, со дня вручения копии постановления, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья                подпись            (С.И. Плешивцев)

Копия верна:

Судья

5-271/2018

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Плешивцев С.И.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
13.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее