Дело № 2а-2369/2022
74RS0031-01-2022-002580-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Батуевой О.А.
при секретаре Уразмановой К.Ш.
рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску Терентьева И.А. к призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» о признании незаконным и отмене решения об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,
У С Т А Н О В И Л:
Терентьев И.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области от <дата обезличена> об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения указывая, что <дата обезличена> подал заявление в отдел военного комиссариата г.Магнитогорска о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. Решением призывной комиссии от <дата обезличена> ему отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Указывает, что призывная комиссия его гарантированные права, предусмотренные ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», поставила ниже процедурных предписаний. Считает данное решение незаконным, поскольку его заявление не было рассмотрено по существу, взгляды, убеждения, причины пропуска срока подачи заявления не были заслушаны, просьба о восстановлении сроков подачи заявления была проигнорирована. Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области от <дата обезличена> об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Административный истец Терентьев И.А. в судебном заседании поддержал административный иск, доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» Севостьянова В.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве пояснив, что оснований для отмены решения призывной комиссии не имеется указывая, до <дата обезличена> Терентьев И.А. пользовался отсрочкой от военной службы по учебе. В соответствии со ст.11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат до 01 октября. Заявление Терентьевым И.А. подано в военный комиссариат <дата обезличена>. Уважительной причины пропуска срока Терентьев И.А. не представил. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Терентьева И.А. отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив их, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
На основании п.п. 14, 15 и 18 Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования.
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В силу п. 1 ст. 28 ФЗ Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 23 названного Закона предусмотрен перечень лиц, не подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой также в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
При этом как следует из содержания п. 1 ст. 11 указанного Закона, гражданин вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
До 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
До 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Как следует из материалов дела, Терентьев И.А., <дата обезличена> рождения, состоит на воинском учете и является призывником Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области. Терентьев И.А. принят на учет в качестве призывника отделом военного комиссариата с <дата обезличена>. <дата обезличена> он прошел медицинскую комиссию (л.д. 25).
В этот же день Терентьев И.А. обратился в Военный комиссариат <адрес обезличен> о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по учебе до 2022 года и решением призывной комиссии от <дата обезличена> ему предоставлена отсрочка до <дата обезличена> (л.д. 26).
<дата обезличена> Терентьев И.А. обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Челябинской области о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в котором указал, что отказывается изучать военное дело, его убеждения не позволяют служить в вооруженных силах (л.д. 9-12).
Согласно пункту 3 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
В силу положений пункта 4 ст. 12 Федерального закона гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, когда он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Решением призывной комиссии от <дата обезличена> Терентьеву И.А. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи нарушением срока подачи заявления, отсутствием уважительной причины для его восстановления (л.д.23, 26).
В соответствии с пунктом 7 статьи 12, статьи 15 Закона об альтернативной гражданской службе гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных правовых норм, Терентьев И.А. подлежал призыву на военную службу в период с <дата обезличена> года, соответственно, с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой он должен был обратиться в призывную комиссию до <дата обезличена>, однако обратился только <дата обезличена>.
Административный истец Терентьев И.А. надлежащих доказательств наличия уважительных причин пропуска этого срока, не представил.
Кроме того, из материалов дела следует, что административный истец проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу, медицинскую комиссию (л.д. 25), соответственно, имел возможность заблаговременно оформить и подать обоснованное заявление.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 447-О установлено, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную гражданскую службу. Следовательно, ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" - с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П, - не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые не могли бы быть восстановлены при их пропуске по уважительным причинам.
Однако, сведений и доказательств того, что Терентьев И.А. просил восстановить пропущенный срок по уважительным причинам для подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска административным истцом Терентьевым И.А. срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Поскольку уважительных причин пропуска установленного законом срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Терентьевым И.А. не представлено, отказ в удовлетворении заявления административного истца о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является законным, соответствующим требованиям Закона об альтернативной гражданской службе, принято с соблюдением процедуры и в пределах компетенции призывной комиссии.
Кроме того, обязанность граждан, изъявивших желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию предусмотрена законом.
Таких доказательств суду, в нарушение требований части 11 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом, не представлено.
В то же время право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года № 1470-О).
Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление от 7 июля 2011 года по делу "Баятян (Bayatyan) против Армении").
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Терентьева И.А. к призывной комиссии Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Военного комиссариата г.Магнитогорска Челябинской области от <дата обезличена> об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, следует отказать.
Не имеется и оснований для возложения обязанности устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2022 ░░░░.