Дело № 2-1009/2024;
УИД: 42RS0005-01-2024-000867-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 03 апреля 2024 года
Заводский районный суд города Кемерово в составе:
председательствующего судьи Блок У.П.,
при секретаре Пустовойт И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2023 года установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК - 22 ГУФСИН России по кемеровской области - Кузбассу.
В нарушение требований части 2 статьи 1, статей 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пункта 4.3.12 СП. 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2010 № 194, отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации в помещении длительных свиданий; в общежитии 2-го отряда 21 бригады; в общежитии 2-го отряда 22 бригады; в общежитии 3-го отряда; в медицинской части; в швейном цехе.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности выявлялись Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФКУ ИК-22 внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены в полном объеме.
Последствием выявленных нарушений может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Выявленные нарушения закона администрацией ФКУ ИК-22 не оспариваются и подтверждаются материалами прокурорской проверки, представлением прокуратуры, ответом администрации учреждения, объяснением должностного лица учреждения.
Администрацией ФКУ ИК-22 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также, в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-22 осуществляется ГУФСИН России по адрес - Кузбассу и ФСИН России поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций, в связи с чем данные вышестоящие организации привлечены в качестве соответчиков.
Просит обязать ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение мероприятий по оборудованию в ФКУ ИК-22 аварийного освещения на путях эвакуации в помещениях длительных свиданий, в общежитии 2-го отряда 21 бригады, общежитии 2-го отряда 22 бригады, в общежитии 3-го отряда, в медицинской части, в швейном цехе; обязать ГУФСИН России по адрес - Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу для проведения мероприятий по оборудованию в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу аварийного освещения на путях эвакуации в помещении длительных свиданий, в общежитии 2-го отряда 21 бригады, в общежитии 2-го отряда 22 бригады, в общежитии 3-го отряда, в медицинской части, в швейном цехе; обязать ФСИН России в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по адрес - Кузбассу для оборудования в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу аварийного освещения на путях эвакуации в помещении длительных свиданий, в общежитии 2-го отряда 21 бригады, в общежитии 2-го отряда 22 бригады, в общежитии 3-го отряда, в медицинской части, в швейном цехе.
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Гетьман Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ГУФСИН России по адрес – Кузбассу, ФСИН России Максимов В.А.., действующий на основании доверенностей, возражал против исковых требований, поддержал письменные возражения.
Представитель третьего лица Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес – Кузбассу Павлова И.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст. 99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно ст.ст. 5, 13 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и несут персональную ответственность за соблюдение данных требований.
Согласно ч. 2 ст. 1, ст. 82 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 4.3.12 СП. 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2010 № 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Судом установлено, что ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес-Кузбассу является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.
Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в мае 2023 года проведена проверка в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес-Кузбассу соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносилось представление администрации об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности (л.д. 19-22).
В ходе проверки ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу было установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст.ст. 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пункта 4.3.12 СП. 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации то делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2010 № 194отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации в помещении длительных свиданий; в общежитии 2-го отряда 21 бригады; в общежитии 2-го отряда 22 бригады; в общежитии 3-го отряда; в медицинской части; в швейном цехе. Наличие данных нарушений не оспаривалось исправительным учреждением, что следует из ответа на представление прокурора и справки о результатах проверки, объяснений должностного лица (л.д. 23-36, 37-38).
Однако нарушения закона не устранены до настоящего времени, что не оспаривается стороной ответчиков. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд в целях устранения нарушения закона в судебном порядке.
Учитывая, что в ходе рассмотрения спора нашел свое подтверждение факт отсутствия аварийного освещения на путях эвакуации в помещении длительных свиданий; в общежитии 2-го отряда 21 бригады; в общежитии 2-го отряда 22 бригады; в общежитии 3-го отряда; в медицинской части; в швейном цехе, суд находит требования истца о наложении на ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес обязанности проведения мероприятий по оборудованию в ФКУ ИК-22 аварийного освещения на путях эвакуации в помещениях длительных свиданий, в общежитии 2-го отряда 21 бригады, общежитии 2-го отряда 22 бригады, в общежитии 3-го отряда, в медицинской части, в швейном цехе, поскольку ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по адрес - Кузбассу нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 3, 5, 9 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляет Конституция Российской Федерации, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно п. 15 раздела 3 «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11 июня 2015 года № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение законности в подведомственных учреждениях и материально-техническое обеспечение их деятельности. В соответствии с пп. 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы».
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что ФСИН России ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.
Судом установлено, что ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-22 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование, в связи с чем, требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России пояснил, что в отсутствии финансирования исправительная колония не в состоянии самостоятельно устранить допущенные нарушения, кроме того, исправительная колония находится в стадии ликвидации.
Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела исправительная колония не ликвидирована как юридическое лицо, в ней отбывают наказание осужденные, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в настоящее время не имеется.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Учитывая изложенное, поскольку сторона ответчика вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений требований уголовно-исполнительного и законодательства о пожарной безопасности, принимая во внимание, что выявленные нарушения являются устранимыми, устранение нарушений требований требует значительных материальных затрат, предложенный истцом срок - до ДД.ММ.ГГГГ, является достаточным для устранения указанных нарушений, а для осуществления материально-технического и финансового обеспечения ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу достаточным срок является до ДД.ММ.ГГГГ, для ФСИН России - срок до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд находит исковые требовании Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 21 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 22 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 21 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 22 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-22 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 21 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░ 22 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.