Решение по делу № 12-175/2024 от 18.03.2024

УИД 22RS0067-01-2024-003068-17

Дело № 12-175/2024

(№ в первой инстанции 05-08/03)

РЕШЕНИЕ

<адрес>, бульвар 9-го Января, 19     19 апреля 2024 года

Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Тарасенко О.Г., рассмотрев жалобу главного специалиста по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» Переходина Евгения Борисовича на постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым главный специалист по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» Переходин Евгений Борисович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес> края, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , составленному консультантом организационно-методологического отдела инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края ФИО4, главный специалист по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» Переходина Е.Б., разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ). Правонарушение выразилось в следующем:

КГКУ «Центр государственных закупок <адрес>» является учреждением, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Алтайского края, бюджетных учреждений Алтайского края.

В апреле 2023 года КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» был объявлен электронный аукцион на оказание услуг по обслуживанию объектов органов ЗАГС Алтайского края (закупка , начальная (максимальная) цена контракта – <данные изъяты>, далее также Закупка). Извещением об осуществлении Закупки предусмотрены этапы исполнения контракта, между тем, в нарушение требований части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, при установлении в извещении о проведении Закупки этапности исполнения контракта, проектом контракта (графиком оказания услуг - приложением №3 к проекту контракта), являющимся в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ электронным документом извещения, не предусмотрена возможность установления цены каждого этапа исполнения контракта.

В нарушение пункта 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ при установлении извещения об осуществлении закупки этапности исполнения контракта на оказание услуг (срока и цены этапа) условиями проекта контракта не установлена часть обязательства исполнителя, в отношении которого проектом контракта установлена обязанность заказчика обеспечить приёмку (с оформлением в соответствии с названным законом документа о приемке) и оплату оказанных услуг.

Описание объекта закупки и проект контракта не позволяют однозначным образом определить потребность заказчика при оказании услуг исполнителем. Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ, описание объекта закупки не содержит отдельные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.

Согласно информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок, извещение о проведении закупки размещено главным специалистом по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» Переходиным Е.Б. Действия последнего квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как размещение должностным лицом уполномоченного учреждения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ получена Переходиным Е.Б. ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ ).

ДД.ММ.ГГГГ Переходным Е.Б. подана жалоба на указанное постановление, адресованная в Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края. В жалобы Переходин Е.Б. выразил несогласие с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что участник закупки имел возможность достоверно определить цену каждого этапа, условия, необходимые для надлежащего исполнения всех услуг, объект и объём закупки. По итогам торгов был определен поставщик, с ним был заключен контракт, по которому оказывались услуги. При этом у сторон контракта не возникало вопросов и споров по поводу неопределённости условий контракта. Просил постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Переходин Е.Б., его защитники Олюнина Е.В., Маноха М.П. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Судья, с учётом мнения явившихся в судебное заседание лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсуствие неявившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав Переходина Е.Б., его защитников, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

При этом статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующая порядок возбуждения дела об административном правонарушении, устанавливает, что по общему правилу сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2), которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3).

В свою очередь, часть 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 этого же кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1).

Положения частей 3.1 и 3.2 указанной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом о государственном контроле или Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).

Анализ приведенных выше законоположений позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что поводом для проверки наличия либо отсутствия в деянии, совершенном главным специалистом по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» ФИО1 события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось поступление ДД.ММ.ГГГГ гола руководителю инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края жалобы ООО «АРТ-Микс» на действия заказчика по электронному аукциону .

Руководителем инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхиным Д.В. на основании части 3, подпункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ вынесено поручение о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком – управлением юстиции Алтайского края (<данные изъяты> по теме «соблюдение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки ». Создана по комиссия по проведению проверки, установлен проверяемый период (с 7 по ДД.ММ.ГГГГ), дата и время проведения проверки установлены с 9 часов ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Комиссией по результатам проведения внеплановой документарной проверки в управлении юстиции Алтайского края (далее – субъект контроля) ДД.ММ.ГГГГ принято решение которым в действиях субъекта контроля установлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ, материалы проверки постановлено передать должностному лицу Инспекции для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённой проверки консультантом организационно-методологического отдела инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» ФИО1

На основании указанного протокола ДД.ММ.ГГГГ Руководителем инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхиным Д.В. в отношении ФИО1 вынесено оспариваемое постановление.

В силу ст. 49 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по представлению доказательств, что в действиях лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении лица к административной ответственности.

Согласно положениям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Полагаю, что по настоящему делу доказательства получены с нарушением требований закона.

Так, постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года №1576 утверждены Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций (далее - Правила №1576).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил №1576, названные Правила определяют порядок организации, предмет, форму, сроки и периодичность проведения плановых (внеплановых) проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), являющихся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), при осуществлении такими банками, корпорацией, региональными гарантийными организациями действий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Федеральный закон о контрактной системе, субъекты контроля), проводимых органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе (далее - контрольные органы), на предмет соответствия действий (бездействия) субъектов контроля требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе), а также порядок оформления результатов таких проверок.

Как установлено судом в ходе рассмотрения жалобы, основания для проведения внеплановой проверки имелись, сроки проведения проверки и порядок оформления её результатов контрольным органом соблюдены.

Вместе с тем, как усматривается из Поручения о проведении внеплановой документарной проверки, решения, принятого по результатам проверки, субъектом проверки являлось управление юстиции Алтайского края (

Между тем фактически проверка проведена в отношении должностного лица КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» (), не являющегося субъектом контроля.

Согласно пункту 16 Правил , лица, в отношении которых проводятся плановые (внеплановые) проверки, имеют право: а) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке проведения плановой (внеплановой) проверки; б) обращаться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав; в) направлять в контрольный орган письменные возражения по выявленным контрольным органом нарушениям законодательства о контрактной системе.

Переходин Е.Б., как должностное лицо учреждения, не являющегося субъектом проверки, фактически был органичен в соответствующих правах, что недопустимо.

Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении, Переходину Е.Б. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, а также права, предусмотренные частью 5 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Переходину Е.Б. не разъяснялись.

Необеспечение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту своих интересов при составлении протокола об административном правонарушении, носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Таким образом, вышеуказанный протокол составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является недопустимым доказательством по делу.

Обязательными элементами состава административного правонарушения является его субъект и субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности, а также объект и объективная сторона правонарушения. При отсутствии одного из элементов состава административного правонарушения нет его состава в целом.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, должен доказать факт совершения правонарушения и вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу требований пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

жалобу Переходина Евгения Борисовича удовлетворить, отменить постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главного специалиста по закупкам КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» Переходина Евгения Борисовича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Судья     О.Г. Тарасенко

12-175/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Переходин Евгений Борисович
Другие
Олюнина Екатерина Викторовна
Маноха Максим Петрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Родионова Наталья Олеговна
Статьи

1.4

7.30

Дело на странице суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
18.03.2024Материалы переданы в производство судье
04.04.2024Материалы переданы в производство судье
19.04.2024Судебное заседание
19.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее