Решение по делу № 2а-1414/2018 от 11.01.2018

Дело № 2а-1414/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 февраля 2018 года

                              город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Климова А. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении принять решение об изъятии недвижимости,

установил:

Климов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Архангельск», просит обязать административного ответчика принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения - 1/7 доли в праве общей долевой собственности на помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города направлено истцу требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. После истечения указанного срока администрацией не предпринято никаких мер по изъятию и выкупу жилого помещения. Бездействие ответчика считает незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Костоломов П.С. требования поддержал, указал, что решение об изъятии до настоящего времени не принято, что нарушает права собственника жилого помещения в аварийном доме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Воронцова В.О. с иском не согласилась. Указала, что распоряжение об изъятии земельного участка и жилых помещений до настоящего времени не принято администрацией ввиду отсутствия всех необходимых согласований. Проект распоряжения в стадии разработки, сообщение о планируемом изъятии опубликовано в установленном порядке.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что Климов А.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ р дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ администрация города направила Климову А.В. требование о сносе аварийного дома, установив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и жилых помещений, расположенных в жилом доме, в том числе, жилого помещения, принадлежащего Климову А.В., не принято.

На его принятие представитель административного ответчика также не ссылался. Уведомление о принятом решении об изъятии административному истцу не направлялось.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с положением п. 4 той же статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.

Поскольку в материалах дела не имеется доказательств принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и недвижимого имущества по спорному адресу, суд находит обоснованными требования Климова А.В. о признании незаконным бездействия, понуждении принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>.

Законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения в случае, предусмотренных законом оснований, однако в данном случае указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена.

Доводы административного ответчика об отсутствии обязанности по принятию решения об изъятии недвижимости в конкретный срок безосновательны, противоречат приведенным выше нормам права.

В соответствии с положениями п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Судом установлено, что не принятие уполномоченным органом в течение длительного периода времени действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает жилищные права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственников жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности на администрацию МО «Город Архангельск» принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, принадлежащего административному истцу, расположенных по адресу: <адрес>.

С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего решения, но вместе с тем, учитывая, что административным ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд полагает, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений в части не направления истцу проекта соглашения является срок - один месяц с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Климова А. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, понуждении принять решение об изъятии недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск» в части не принятия решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>.

Сообщить об исполнении настоящего решения в суд и Климову А. В. в течение одного месяца и десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Климова А. В. судебные расходы в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 года

Председательствующий                                                                        А.В. Калашникова

2а-1414/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Климов А.В.
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Другие
Костоломов П.С.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
11.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее