№ 5-205/2023
11RS0002-01-2023-002483-44
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воркута 3 августа 2023 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Селезнёв С.В., с участием помощника прокурора г. Воркута Буримской Н.Н., представителей юридического лица - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Д., М., Н., С., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, (ИНН 1103001304),
УСТАНОВИЛ:
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным Печорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, усматривается, что 30.03.2023 в адрес начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми внесено представление № ... об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ и Федеральных законов «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». 05.05.2023 в Печорскую специализированную прокуратуру из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми поступил ответ на представление, который не содержал сведений по устранению указанных нарушений закона, о причинах допущенных нарушений, мерах, принятых администрацией учреждения в целях недопущения впредь подобных нарушений. Также к ответу не были приложены копии приказов о наказании виновных лиц к установленной законом ответственности. 26.05.2023 на требование прокурора направлен ответ, в котором были отражены сведения о привлечении виновных должностных лиц учреждения к дисциплинарной ответственности без указания сведений об устранении нарушений закона, о принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. В частности, содержавшиеся в СИЗО Б. и О.. не ставились на профилактический учёт; продолжают иметь место нарушения, связанные с не привлечением или же выборочным привлечением лиц, содержащихся в СИЗО, за нарушение режима содержания. С учётом этого прокурором бездействие юридического лица квалифицировано по ст. 17.7 КоАП РФ
Выступающая от имени Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях помощник прокурора г. Воркуты Буримская К.Н. доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в судебном заседании поддержала, просила признать виновным ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить наказание в соответствии с санкцией данной статьи.
Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не согласились с доводами, изложенными в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, и пояснили, что внесённое прокурором представление об устранении нарушений закона было своевременно рассмотрено и на него был направлен ответ. Затем по требованию прокурора в его адрес направлены дополнительные материалы о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. В части выводов прокурора о не проведении профилактической работы с отдельными категориями сцецконтингента, представители юридического лица указали, что такая работа проводится в необходимом объёме. Вместе с тем оснований для постановки на профилактический учёт указанных прокурором лиц не имеется.
Выслушав участвующих лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, образуют умышленные действия (бездействия), связанные с невыполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ следует, что привлечение к административной ответственности по указанной норме возможно лишь в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. налицо вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как следует из материалов дела 03.04.2023 в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми из Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило представление об устранении нарушений Федеральных законов РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» и уголовно-исполнительного законодательства РФ, в соответствии с требованиями которого юридическому лицу надлежало безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; в месячный срок сообщить в прокуратуру о результатах рассмотрения представления.
02.05.2023 в адрес прокурора направлен ответ, подписанный начальником СИЗО, о рассмотрении представления 20.04.2023 с участием помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и проведении служебной проверки по фактам, изложенным в нём.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, утверждённому 20.04.2023 начальником учреждения ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, усматривается, что указанные прокурором нарушения закона были проанализированы комиссией СИЗО-3, в результате чего определён круг лиц, их допустивших, рассмотрен вопрос о привлечение к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, указано на условия и причины, способствовавшие совершению нарушений. В части постановки на профилактический учёт лиц, содержащихся в СИЗО-3, в порядке приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72, комиссия не согласилась с указанными прокурором фактами нарушений закона и указала, что решение о постановке на профилактический учёт принимает администрация учреждения, каких-либо нарушений со стороны должностных лиц СИЗО-3 допущено не было. Одновременно с этим комиссия не согласилась с непринятием мер в отношении нарушителей режима содержания, указав, что эта работа строится на регулярной основе с учётом возможности водворения в имеющиеся в СИЗО-3 карцеры и камеру ШИЗО.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что требования прокурора, изложенные в его представлении, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми были исполнены и оснований для вывода о наличии в бездействии юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не имеется.
Несогласие прокурора с содержанием и оценкой изложенных в ответе юридического лица фактов, не может служить основанием для привлечения ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности за неисполнение требований, изложенных в указанном представлении.
Между тем прокурор целях обеспечения выполнения своих требований не лишён возможности оспорить действия (бездействия) юридического лица и его должностных лиц в порядке административного судопроизводства.
В части изложенного в представлении требования о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению, судья считает, что данное требование сформулировано неконкретно и неопределённо, в связи с чем проверке на предмет его исполнения не подлежит, поскольку в материалах дела не имеется и суду не представлено сведений о том, что руководству СИЗО-3 была известна сущность действий, исполнить которые требовал прокурор.
Кроме этого неопределённость данного требования прокурора не позволяет судье проверить его на предмет правомерности и может повлечь расширительное толкование закона, что в данном случае является недопустимым.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Коми» (ИНН 1103001304), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья С.В. Селезнёв