дело № 2-2345/2018 | |
06 декабря 2018 года | г. Евпатория |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Каменьковой И.А. при секретаре Цихончук И.А., с участием истца – Фёдоровой Аллы Николаевны, представителя ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым – Демьяновой Инны Анатольевны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фёдоровой Аллы Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения и обязаннии совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
В ноябре 2018 года Фёдорова А.Н. обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии и обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированны тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», так как на момент обращения истца с заявлением ей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 50 лет, она родила и воспитала до восьмилетнего возраста ребенка – инвалида с детства и имеет страховой стаж соответственно не менее 15 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с наличием постоянного зарегистрированного места жительства на территории государства <адрес>: <адрес>. Истец с данным отказом не согласна, считает, что она имеет полное право на назначение пенсии на территории Российской Федерации, так как является гражданской Российской Федерации, факт её постоянного проживания на территории Республики Крым установлен решением суда и дополнительно подтверждается регистрацией по месту пребывания, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, достигла пятидесятилетнего возраста, является матерью ребенка – инвалида с детства и имеет трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем по её мнению у ответчика отсутствовали основания для отказа в досрочном назначении пенсии по старости, поэтому просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ответчика установить и выплатить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения с заявлением о назначении пенсии по достижению возраста 50 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что проживает в Крыму с 2004 года постоянно, что подтверждается и решением суда об установлении факта проживания и сведениями о работе. Является гражданкой Российской Федерации, проживает с гражданским мужем и их совместным ребенком в квартире матери гражданского супруга. Постоянную регистрацию по месту проживания оформить не может, так как мать гражданского мужа против её постоянной регистрации, поэтому регистрация является временной. В Украине она не может сняться с регистрационного учета, так как совместно с ней там зарегистрирован её несовершеннолетний ребенок, которого без разрешения органа опеки и попечительства снять с регистрации нельзя, так как он приписан за ней, а они такого разрешения не дают без предоставления сведений о месте последующей постоянной регистрации несовершеннолетнего.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что истец обратилась к ним с заявлением о назначении пенсии, но пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсии производится по месту жительства, а поскольку истец не имеет постоянного зарегистрированного места жительства на территории Республики Крым, а имеет на Украине в <адрес>, то назначение пенсии должно проводиться по месту её постоянной регистрации, так как согласно норм действующего законодательства местом жительства является постоянное зарегистрированное место проживание гражданина, в связи с чем считает отказ в назначении пенсии обоснованным, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, принимающих участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, проверив основания иска, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания Фёдоровой А.Н. с 2004 года на территории Республики Крым (л.д. 10). Согласно справке УФМС России по <адрес> №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что заключением УФМС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Фёдорова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана гражданкой Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 13 – 14). Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, Фёдорова А.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что также подтверждается справкой о составе семьи, выданной обслуживающей организацией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 – 12). Согласно сведениям, указанным в трудовой книжке, оформленной ДД.ММ.ГГГГ, Фёдорова А.Н. трудоустроена беспрерывно работает на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 19 – 20). ДД.ММ.ГГГГ Фёдоровой А.Н. выдано страховое свидетельство на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (л.д. 15). ДД.ММ.ГГГГ Фёдорова А.Н. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», так как на момент обращения истца с заявлением ей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 50 лет, она родила и воспитала до восьмилетнего возраста ребенка – инвалида с детства и имеет страховой стаж соответственно не менее 15 лет. К заявлению ею были приложены копии: паспорта гражданина РФ; документа об окончании учебного заведения; свидетельства о рождении – 3 штуки; заключение врачебной комиссии: справка записи акта гражданского состояния; трудовая книжка образца 1974 года и позднее (л.д. 37 – 38). Также в последующем ФИО6 дополнительно были предоставлены: свидетельство о регистрации по месту пребывания, по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39); справка из Шевченковского ОУПФУ в <адрес>, Украина, от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о том, что получателем пенсии по инвалидности в настоящее время является её сын – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 40); справку по месту постоянной регистрации о составе семьи в <адрес>, Украина, от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 7 – 8). Решением от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с наличием постоянного зарегистрированного места жительства на территории государства Украина, по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Основание возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьёй 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет – женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
ФИО1 и <адрес> являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Как следует из преамбулы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.
Таким образом, право на получение пенсии по нормам Соглашения возникает только при наличии регистрации по месту жительства лиц на территории государства – участника Соглашения. На момент обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации, истец являлась гражданской Российской Федерации, в связи с чем указанное Соглашение к данным правоотношениям не применимо, так как его действие распространяется только на иностранных граждан, постоянно зарегистрированных и проживающих на территории государств – участников соглашения, а истец является гражданской Российской Федерации.
Местом пребывания в силу статьи 2 Закона РФ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абз. 7), а местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Пункт 57 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н прямо предусматривает, что подтверждением постоянного проживания является паспорт с отметкой о регистрации именно по месту жительства, а не месту пребывания.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 57 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н предусмотрено, что документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста – свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Вместе с тем, абз. 2 п. 58 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Фёдоровой А.Н. при подаче заявления о назначении пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», представила в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым свидетельства о регистрации по месту пребывания № и № о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, выданные территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Соответственно, Фёдоровой А.Н. были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении Фёдоровой А.Н. пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», является незаконным и нарушающим конституционные права Фёдоровой А.Н., в связи с чем подлежит отмене.
При этом приведенные Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым в своих возражениях на исковые требования, доводы о том, что для назначения пенсии по старости в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, коим для истца является отметка в паспорте гражданина Российской Федерации о постоянной регистрации по месту проживания, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гарантирует право на то, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 указанного закона).
По мнению суда первой инстанции, которое основывается на положениях ст. 27 Конституции РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей, и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания решения об отказе в назначении пенсии незаконным и его отмене, подлежат удовлетворению.
Относительно искового требования об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, назначить Фёдоровой А.Н. пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с дня возникновения права на неё, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющегося, как указано выше, органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять действия по назначению и выплате пенсии на территории <адрес> Республики Крым, принять конкретное решение о назначении пенсии, но может понудить ответчика повторно рассмотреть заявление истца о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», поданное Фёдоровой А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанное исковое требование подлежит удовлетворению в части.
Так, в соответствии с п. 31 указанных Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в п. п. 25 – 28 настоящих правил.
В данном случае, с учетом подачи Федоровой А.Н. заявления о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с момента предложения ответчиком представить недостающий, по мнению ответчика, документ, подтверждающий сведения о месте жительства истца на территории Российской Федерации, и до момента вынесения решения об отказе в назначении социальной пенсии – ДД.ММ.ГГГГ прошло менее 3 месяцев, в связи с чем право истца на назначение пенсии с момента достижения 55 летнего возраста истцом не нарушено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Фёдоровой Аллы Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения и обязаннии совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Признать недействительным и отменить решение об отказе в установлении Фёдоровой Алле Николаевне пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым обязанность рассмотреть заявление Фёдоровой Аллы Николаевны о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», поданного Фёдоровой Аллой Николаевной ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым в пользу Фёдоровой Аллы Николаевны государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.А.Каменькова