Дело № 2-458/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
31 октября 2017 года п.Локоть
Брасовского района
Брянской области
Брасовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего-судьи Самкова А.Н., при секретаре Павловой Т.В., с участием представителя истца Тарасова А.Ш. (Галушка Ю.Г.), представителя ответчика государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (Свинцова С.В.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова А. Ш. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области, назначении досрочной пенсии по старости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тарасов Рђ.РЁ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанными исковыми требованиями Рє РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Брасовском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅ 25 мая 2017 РіРѕРґР° обратился РІ РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Брасовском муниципальном районе Брянской области РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ назначения досрочной пенсии РїРѕ старости СЃРѕ снижением возраста выхода РЅР° пенсию. Решением РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Брасовском муниципальном районе Брянской области в„–170000006529 РѕС‚ 31 мая 2017 РіРѕРґР° ему было отказано РІ назначении пенсии РїРѕ старости РїРѕ государственному пенсионному обеспечению РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ достижением 60 лет. РџСЂРё этом пенсионным органом, РїСЂРё рассмотрении РІРѕРїСЂРѕСЃР° назначения пенсии СЃРѕ снижением возраста выхода РЅР° пенсию, РЅРµ был учтен период отбывания РёРј наказания РІ ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области СЃ 19 сентября 1992 РіРѕРґР° РїРѕ 19 сентября 1998 РіРѕРґР°, расположенном РІ Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом.
Определением Брасовского районного суда Брянской области от 16 августа 2017 года была произведена замена ответчика – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области на правопреемника – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное).
Тарасов А.Ш. просил суд, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, признать право на назначение досрочной пенсии по старости, со снижением возраста выхода на пенсию на два года, обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) установить ему досрочную пенсию по старости, со снижением возраста выхода на пенсию, с 25 мая 2017 года.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Тарасова А.Ш. (Галушка Ю.Г.), представитель ответчика (Свинцов С.В.) не возражали против рассмотрения дела в отсутствие истца.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие Тарасова А.Ш.
В судебном заседании представитель истца (Галушка Ю.Г.) уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (Свинцов С.В.) полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что Тарасов А.Ш. 25 мая 2017 года обратился в УПФРв Брасовском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Решением УПФРв Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года Тарасову А.Ш. было отказано в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, в связи с не достижением возраста 60 лет.
РР· сообщения УПФРв Брасовском муниципальном районе Брянской области РЅР° РёРјСЏ Тарасова Рђ.РЁ. в„–2650 РѕС‚ 19 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР° следует, что государственным учреждением, РІ качестве основания для уменьшения возраста выхода РЅР° пенсию, был засчитан период проживания истца РІ Рї. Локоть Брасовского района Брянской области СЃ 29 мая 1989 РіРѕРґР° РїРѕ 15 октября 1990 РіРѕРґР°, СЃ 15 октября 1990 РіРѕРґР° РїРѕ 19 сентября 1992 РіРѕРґР° (3 РіРѕРґР° 3 месяца 19 дней), который РІ период СЃ 26 апреля 1986 РіРѕРґР° РїРѕ 31 января 1998 РіРѕРґР° был отнесен Рє Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом, вместе СЃ тем, период отбывания истцом наказания РІ ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области СЃ 19 сентября 1992 РіРѕРґР° РїРѕ 19 сентября 1998 РіРѕРґР°, расположенном РІ Рі. Стародубе Брянской области, также относящемуся Рє Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом, признан РЅРµ влияющим РЅР° возможность уменьшения возраста выхода РЅР° пенсию, так как СЃ точки зрения УПФРв Брасовском муниципальном районе Брянской области документ учреждения, РІ котором гражданин отбывал наказание, подтверждает факт нахождения гражданина РІ учреждении, РЅРѕ РЅРµ факт постоянного проживания, Рё РЅРµ является правоустанавливающим документом для назначения пенсии, Р° также документом, подтверждающим статус лица, пострадавшего РІ результате катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
Р’ судебном заседании представитель ответчика также указывал РЅР° то, что единственным препятствием для назначении истцу пенсии СЃ уменьшением возраста выхода РЅР° пенсию является отсутствие доказательств проживания или работы истца РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом РІ течение периода времени, установленного СЃС‚. 34 Закона Р Р¤ РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ».
Согласно Рї. 8 С‡. 1 СЃС‚. 13 Закона Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», Рє гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Р§РђРРЎ, РЅР° которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 34 Закона Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» гражданам, указанным РІ пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "Рћ страховых пенсиях", РЅР° 1 РіРѕРґ Рё дополнительно РЅР° 1 РіРѕРґ Р·Р° каждые 4 РіРѕРґР° проживания или работы РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ общей сложности.
Р’ примечании Рє СЃС‚. 35 приведенного Закона Р Р¤ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, РІ период РѕС‚ момента катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 1986 РіРѕРґР°, независимо РѕС‚ времени пребывания РЅР° указанной территории РґРѕ момента переселения (выезда) СЃ этой территории или РґРѕ принятия решения Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± изменении границ Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения.
Поселок Локоть Брасовского района Брянской области в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относился к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, г. Стародуб Стародубского района Брянской области до настоящего времени относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Распоряжение Правительства РСФСР№237-р от 28 декабря 1991 года, Постановление Правительства РФ №1582 от 18 декабря 1997 года, Постановление Правительства РФ №1074 от 08 октября 2015 года).
В судебном заседании установлено, что Тарасов (Баймухамбетов – свидетельство о заключении брака I-МР№556232 от 02 сентября 2003 года) А.Ш. с 29 мая 1989 года был зарегистрирован в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, снят с учета по указанному адресу 15 октября 1990 года, выбыл по адресу: <адрес> (карточка по учету населения рабочего <адрес>).
15 октября 1990 года Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш., как глава семьи, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении также были зарегистрированы члены его семьи (карточка по учету населения рабочего <адрес>).
С 30 октября 1998 года и по настоящее время Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. зарегистрирован по адресу: <адрес> (карточка по учету населения рабочего <адрес>).
РР· справки Рѕ месте пребывания осужденного в„–49 РѕС‚ 04 мая 2017 РіРѕРґР° следует, что Тарасов (Баймухамбетов) Рђ.РЁ. РІ период СЃ 21 РёСЋРЅСЏ 1993 РіРѕРґР° отбывал наказание РІ ФКУ РРљ-5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>. Освобожден условно-досрочно 29 апреля 1997 РіРѕРґР°.
В период отбывания наказания, а именно с 28 июня 1993 года по 20 сентября 1993 года, с 01 декабря 1993 года по 15 августа 1996 года, с 01 апреля 1997 года по 24 апреля 1997 года, то есть всего 3 года 2 дня (согласно данным ответчика, исх. №3927 от 30 октября 2017 года) Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. был трудоустроен в исправительном учреждении, указанный период работы с 1993 года по 1997 год включается ответчиком в общий стаж работы истца.
Таким образом, в период с 21 июня 1993 года по 29 апреля 1997 года Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. проживал и (или) работал в г. Стародубе, отнесенного к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ РЅРµ может согласиться СЃ доводами ответчика Рѕ том, что лица, отбывающие наказание РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом, без подтверждения РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ статуса лиц, пострадавших РІ результате катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, РЅРµ имеют права РЅР° назначение пенсии РїРѕ старости СЃ уменьшением пенсионного возраста РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном СЃС‚. 34 Закона Р Р¤ РѕС‚ 15 мая 1991 N 1244-1, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ следующим.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Отбывание наказания Рё работа РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ течение указанного времени аналогично понятию, предусмотренному Законом Р Р¤ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» – постоянное проживание (работа), поскольку для предоставления указанной социальной льготы (снижения пенсионного возраста РїСЂРё назначении пенсии РїРѕ старости) необходимо документальное подтверждение постоянного (длительного) пребывания, проживания РІ Р·РѕРЅРµ влияния радиационного излучения Рё РґСЂСѓРіРёС… неблагоприятных факторов, возникших РІ момент аварии РЅР° Р§РђРРЎ.
РџСЂРё этом РІ силу СЃС‚. 56 Рсправительно-трудового кодекса РСФСР, действовавшего РІ период отбывания Тарасовым Рђ.РЁ. наказания, лицам, отбывающим наказание РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, обеспечивались необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии Рё гигиены, СЃ установлением РЅРѕСЂРј жилой площади, РєСЂРѕРјРµ того, РІ силу С‡. 6 СЃС‚. 38 РРўРљ РСФСРвремя работы осужденных РІ период отбывания РёРјРё наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ засчитывалось РІ общий трудовой стаж.
Принимая Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», законодатель, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что государство ответственно перед гражданами Р·Р° последствия крупнейшей экологической катастрофы, предусмотрел РІ СЃС‚. СЃС‚. 32 - 35 РѕРґРёРЅ РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ возмещения вреда лицам, оказавшимся РІ Р·РѕРЅРµ влияния радиационного излучения Рё РґСЂСѓРіРёС… неблагоприятных факторов, возникших РІ момент аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ Рё продолжающих действовать вследствие СЂРёСЃРєР° проживания (работы) РЅР° радиационно-загрязненных территориях.
Правовая позиция Рѕ неприменении льготы РїРѕ снижению пенсионного возраста как РЅР° абсолютную, так Рё РЅР° дополнительную величину гражданам, РІ течение длительного времени подвергшимся СЂРёСЃРєСѓ радиационного воздействия РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ постоянным проживанием РЅР° территории, которая относилась Рє Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом, ограничивала Р±С‹ права этих лиц РЅР° возмещение вреда вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
РРЅРѕРµ противоречило Р±С‹ смыслу Рё назначению правовых РЅРѕСЂРј, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало Р±С‹ неправомерное ограничение закрепленного РІ статье 42 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права РЅР° возмещение ущерба, причиненного Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Рё тем самым нарушение статьи 55 (части 2 Рё 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, приводило Р±С‹ Рє нарушению принципа равенства Рё правовой справедливости, РЅР° которых основано осуществление прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как правовом Рё социальном государстве, РІ том числе право РЅР° социальное обеспечение.
Кроме того, суд обращает внимание на следующее.
Как уже отмечалось выше, из карточки по учету населения рабочего <адрес> следует, что Тарасов А.Ш. был зарегистрирован по указанному адресу с 15 октября 1990 года, по адресу <адрес> он был зарегистрирован только 30 октября 1998 года.
При этом в указанной карточке имеется запись карандашом «выписан» без указания момента снятия истца с регистрационного учета по <адрес>, а также запись, выполненная на основании предоставленной истцом справки об освобождении, о том, что в период с 19 сентября 1992 года по 29 апреля 1997 года Тарасов А.Ш. отбывал наказание в виде лишения свободы.
На момент начала отбывания Тарасовым А.Ш. наказания в виде лишения свободы действовала норма п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускающая лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, в том числе при осуждении к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке - до приведения приговора в исполнение.
Вместе с тем, положения пункта 8 части второй статьи 60, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П, в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, СЃСѓРґ полагает, что Тарасов Рђ.РЁ. РІ период СЃ 15 октября 1990 РіРѕРґР° Рё РїРѕ 29 октября 1998 РіРѕРґР° был зарегистрирован РІ <адрес>,, РІ том числе проживал РїРѕ указанному адресу после условно-досрочного освобождения РёР· ФКУ РРљ-5 29 апреля 1997 РіРѕРґР°.
Таким образом, в период с 29 мая 1989 года по 31 января 1998 года (8 лет 8 месяцев 2 дня) Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. постоянно проживал и (или) работал в <адрес>, отнесенных к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение первоначальной величины пенсионного возраста на 2 года, соответственно, Тарасов А.Ш. имеет право на назначение пенсии с 58 лет.
Принимая во внимание, что Тарасов А.Ш. с заявлением о назначении пенсии обратился 25 мая 2017 года, то есть в возрасте 58 лет, суд полагает, что ответчиком необоснованно было отказано Тарасову А.Ш. в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, соответственно, требования истца в части признания незаконным решения УПФРв Брасовском муниципальном районе Брянской области от 31 мая 2017 года №170000006529 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Тарасова Рђ. РЁ. Рє государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) Рѕ признании незаконным решения РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Брасовском муниципальном районе Брянской области, назначении досрочной пенсии РїРѕ старости удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года об отказе в установлении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Признать за Тарасовым А. Ш. право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Тарасову А. Ш. пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, со снижением пенсионного возраста на два года, с 25 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья: А.Н. Самков