Решение по делу № 2-458/2017 от 11.07.2017

Дело № 2-458/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2017 года п.Локоть

Брасовского района

Брянской области

Брасовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего-судьи Самкова А.Н., при секретаре Павловой Т.В., с участием представителя истца Тарасова А.Ш. (Галушка Ю.Г.), представителя ответчика государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (Свинцова С.В.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова А. Ш. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области, назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тарасов А.Ш. обратился в суд с указанными исковыми требованиями к УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь на то, что он 25 мая 2017 года обратился в УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области по вопросу назначения досрочной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию. Решением УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года ему было отказано в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в связи с не достижением 60 лет. При этом пенсионным органом, при рассмотрении вопроса назначения пенсии со снижением возраста выхода на пенсию, не был учтен период отбывания им наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области с 19 сентября 1992 года по 19 сентября 1998 года, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Определением Брасовского районного суда Брянской области от 16 августа 2017 года была произведена замена ответчика – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области на правопреемника – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное).

Тарасов А.Ш. просил суд, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, признать право на назначение досрочной пенсии по старости, со снижением возраста выхода на пенсию на два года, обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) установить ему досрочную пенсию по старости, со снижением возраста выхода на пенсию, с 25 мая 2017 года.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Тарасова А.Ш. (Галушка Ю.Г.), представитель ответчика (Свинцов С.В.) не возражали против рассмотрения дела в отсутствие истца.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие Тарасова А.Ш.

В судебном заседании представитель истца (Галушка Ю.Г.) уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (Свинцов С.В.) полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что Тарасов А.Ш. 25 мая 2017 года обратился в УПФР в Брасовском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.

Решением УПФР в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года Тарасову А.Ш. было отказано в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, в связи с не достижением возраста 60 лет.

Из сообщения УПФР в Брасовском муниципальном районе Брянской области на имя Тарасова А.Ш. №2650 от 19 июня 2017 года следует, что государственным учреждением, в качестве основания для уменьшения возраста выхода на пенсию, был засчитан период проживания истца в п. Локоть Брасовского района Брянской области с 29 мая 1989 года по 15 октября 1990 года, с 15 октября 1990 года по 19 сентября 1992 года (3 года 3 месяца 19 дней), который в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом, вместе с тем, период отбывания истцом наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области с 19 сентября 1992 года по 19 сентября 1998 года, расположенном в г. Стародубе Брянской области, также относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, признан не влияющим на возможность уменьшения возраста выхода на пенсию, так как с точки зрения УПФР в Брасовском муниципальном районе Брянской области документ учреждения, в котором гражданин отбывал наказание, подтверждает факт нахождения гражданина в учреждении, но не факт постоянного проживания, и не является правоустанавливающим документом для назначения пенсии, а также документом, подтверждающим статус лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании представитель ответчика также указывал на то, что единственным препятствием для назначении истцу пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию является отсутствие доказательств проживания или работы истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в течение периода времени, установленного ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к ст. 35 приведенного Закона РФ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Поселок Локоть Брасовского района Брянской области в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относился к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, г. Стародуб Стародубского района Брянской области до настоящего времени относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Распоряжение Правительства РСФСР №237-р от 28 декабря 1991 года, Постановление Правительства РФ №1582 от 18 декабря 1997 года, Постановление Правительства РФ №1074 от 08 октября 2015 года).

В судебном заседании установлено, что Тарасов (Баймухамбетов – свидетельство о заключении брака I-МР №556232 от 02 сентября 2003 года) А.Ш. с 29 мая 1989 года был зарегистрирован в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, снят с учета по указанному адресу 15 октября 1990 года, выбыл по адресу: <адрес> (карточка по учету населения рабочего <адрес>).

15 октября 1990 года Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш., как глава семьи, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении также были зарегистрированы члены его семьи (карточка по учету населения рабочего <адрес>).

С 30 октября 1998 года и по настоящее время Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. зарегистрирован по адресу: <адрес> (карточка по учету населения рабочего <адрес>).

Из справки о месте пребывания осужденного №49 от 04 мая 2017 года следует, что Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. в период с 21 июня 1993 года отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, расположенном по адресу: <адрес>. Освобожден условно-досрочно 29 апреля 1997 года.

В период отбывания наказания, а именно с 28 июня 1993 года по 20 сентября 1993 года, с 01 декабря 1993 года по 15 августа 1996 года, с 01 апреля 1997 года по 24 апреля 1997 года, то есть всего 3 года 2 дня (согласно данным ответчика, исх. №3927 от 30 октября 2017 года) Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. был трудоустроен в исправительном учреждении, указанный период работы с 1993 года по 1997 год включается ответчиком в общий стаж работы истца.

Таким образом, в период с 21 июня 1993 года по 29 апреля 1997 года Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. проживал и (или) работал в г. Стародубе, отнесенного к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, без подтверждения в установленном порядке статуса лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеют права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в порядке, предусмотренном ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1, в связи со следующим.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Отбывание наказания и работа в местах лишения свободы в течение указанного времени аналогично понятию, предусмотренному Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – постоянное проживание (работа), поскольку для предоставления указанной социальной льготы (снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости) необходимо документальное подтверждение постоянного (длительного) пребывания, проживания в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на ЧАЭС.

При этом в силу ст. 56 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, действовавшего в период отбывания Тарасовым А.Ш. наказания, лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, обеспечивались необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены, с установлением норм жилой площади, кроме того, в силу ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывалось в общий трудовой стаж.

Принимая Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законодатель, исходя из того, что государство ответственно перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, предусмотрел в ст. ст. 32 - 35 один из способов возмещения вреда лицам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на Чернобыльской АЭС и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных территориях.

Правовая позиция о неприменении льготы по снижению пенсионного возраста как на абсолютную, так и на дополнительную величину гражданам, в течение длительного времени подвергшимся риску радиационного воздействия в связи с постоянным проживанием на территории, которая относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом, ограничивала бы права этих лиц на возмещение вреда вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

Как уже отмечалось выше, из карточки по учету населения рабочего <адрес> следует, что Тарасов А.Ш. был зарегистрирован по указанному адресу с 15 октября 1990 года, по адресу <адрес> он был зарегистрирован только 30 октября 1998 года.

При этом в указанной карточке имеется запись карандашом «выписан» без указания момента снятия истца с регистрационного учета по <адрес>, а также запись, выполненная на основании предоставленной истцом справки об освобождении, о том, что в период с 19 сентября 1992 года по 29 апреля 1997 года Тарасов А.Ш. отбывал наказание в виде лишения свободы.

На момент начала отбывания Тарасовым А.Ш. наказания в виде лишения свободы действовала норма п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускающая лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, в том числе при осуждении к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке - до приведения приговора в исполнение.

Вместе с тем, положения пункта 8 части второй статьи 60, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П, в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу).

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что Тарасов А.Ш. в период с 15 октября 1990 года и по 29 октября 1998 года был зарегистрирован в <адрес>,, в том числе проживал по указанному адресу после условно-досрочного освобождения из ФКУ ИК-5 29 апреля 1997 года.

Таким образом, в период с 29 мая 1989 года по 31 января 1998 года (8 лет 8 месяцев 2 дня) Тарасов (Баймухамбетов) А.Ш. постоянно проживал и (или) работал в <адрес>, отнесенных к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение первоначальной величины пенсионного возраста на 2 года, соответственно, Тарасов А.Ш. имеет право на назначение пенсии с 58 лет.

Принимая во внимание, что Тарасов А.Ш. с заявлением о назначении пенсии обратился 25 мая 2017 года, то есть в возрасте 58 лет, суд полагает, что ответчиком необоснованно было отказано Тарасову А.Ш. в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, соответственно, требования истца в части признания незаконным решения УПФР в Брасовском муниципальном районе Брянской области от 31 мая 2017 года №170000006529 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тарасова А. Ш. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Брянской области, назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Брасовском муниципальном районе Брянской области №170000006529 от 31 мая 2017 года об отказе в установлении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.

Признать за Тарасовым А. Ш. право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Тарасову А. Ш. пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, со снижением пенсионного возраста на два года, с 25 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий-судья: А.Н. Самков

2-458/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарасов А.Ш.
Ответчики
УПФР
Другие
Галушка Ю.Г.
Суд
Брасовский районный суд Брянской области
Дело на сайте суда
brasovsky.brj.sudrf.ru
11.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2017Передача материалов судье
12.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2017Подготовка дела (собеседование)
26.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2017Судебное заседание
16.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2017Подготовка дела (собеседование)
05.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2017Судебное заседание
24.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее