Именем Российской Федерации
<адрес> РБ 15 мая 2023 года
Дело № 2-229/2023 УИД 03RS0024-01-2023-000063-33
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Утарбаева А.Я.,
при секретаре Сиражитдиновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кауфман Татьяны Александровны к Администрации Акмурунского сельского поселения муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
установил:
Кауфман Т.А. обратилась в суд с настоящим иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ около 23-50ч. на автодороге Магнитогорск – Ира, 137 км произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства: Киа Соул гос.номер №, принадлежащего на праве собственности истцу, и лошадьми, принадлежность которых не установлена. В результате ДТП автомобилю истца причинены многочисленные механические повреждения. Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составила 1469500 рублей.
Истец, указывая на то, что причинение имущественного вреда имело место в результате виновного бездействия администрации, выразившегося в невыполнении обязанности по организации отлова безнадзорных животных, розыску их собственников, что является основанием для возложения на нее ответственности по возмещению причиненного материального ущерба, просит взыскать в свою пользу сумму причиненного материального ущерба в размере 1469500 руб., расходы по оплате услуг оценки в размере 7500 рублей, услуги эвакуатора в размере 20500 руб., и расходы по оплате госпошлины в размере 15688 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее возражал против удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 23-50ч. на автодороге Магнитогорск – Ира, 137 км произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого водитель транспортного средства: Киа Соул гос.номер № Кауфман Д.С., принадлежащего на праве собственности истцу, совершил наезд на безнадзорное животное без владельца - лошадь, находящуюся на проезжей части автодороги.
Определением ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Баймакскому району от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.24.4 ч.1 п.2 КоАП РФ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 данного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 1079 этого же кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 данного кодекса.
Из приведенных выше положений закона следует, что по общему правилу ответственность за причинение вреда наступает при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями, вину причинителя вреда.
В отступление от этого правила юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, отвечают за причиненный вред независимо от вины.
В силу пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При взаимодействии источника повышенной опасности с объектом, не являющимся таковым, ответственность владельца такого объекта наступает по правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 10.1 Правил водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенность и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Данное требование Правил обязывает водителя выбирать скорость с учетом видимости в направлении движения.
В силу положений статей 19 и 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным федеральным законом к вопросам местного значения, например, полномочием по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Постановлением Правительства РБ от 28 февраля 2020 г. N 117 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике Башкортостан (далее - Порядок).
В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Управление ветеринарии Республики Башкортостан.
Согласно пункту 2.3 Порядка отлов животных без владельцев осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц, а также в рамках мероприятий по отлову животных без владельцев в соответствии с планами, утвержденными администрациями муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан.
Между тем суду не представлены доказательства, какие именно нарушения приведенного выше закона допущены администрацией или какие возложенные этим законом обязанности ею не исполнены. Не установлено также и фактов привлечения администрации и ее должностных лиц к ответственности ввиду ненадлежащего осуществления полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Администрацией СП Акмурунскии сельсовет МР Баймакский район РБ принимались меры по недопущению бесконтрольного выпаса и выгула домашних животных, решением от 19.02.2020 года N 27 утвержден Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории сельского поселения Акмурунскии сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.
Однако, каких-либо требований к погонщикам лошадей, истцом заявлено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, позволяющих возложить ответственность за причиненный ущерб на администрацию сельского поселения Акмурунский сельсовет муниципального района Баймакского района Республики Башкортостан в виду бесконтрольного нахождения лошади без владельца на территории поселения.
На основании изложенного, заявленные требования суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кауфман Татьяны Александровны к Администрации Акмурунского сельского поселения муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Баймакский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: А.Я. Утарбаев