Дело № 2а-120/2022 Изготовлено 12 апреля 2022 года
УИД: 76RS0017-01-2021-001917-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2022 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при секретаре Бородиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихомировой Любови Нестеровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения, обязании заключить соглашение,
У С Т А Н О В И Л:
Тихомирова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в котором с учетом уточнения просила:
- признать незаконным и отменить распоряжение от 28.06.2021 №497 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
- признать незаконным и отменить распоряжение от 18.01.2022 №42 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
- обязать Администрацию ЯМР в лице КУМИ Администрации ЯМР утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне Ж-4 «Индивидуальная жилая застройка», площадью 2210 квадратных метра, с описанием местоположения: <адрес> расположенного в пятой подзоне приаэродромного территории аэродрома Ярославль «Туношна»,
- обязать Администрацию ЯМР в лице КУМИ Администрации ЯМР заключить с Тихомировой Л.Н. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне Ж-4 «Индивидуальная жилая застройка», площадью 2210 квадратных метра, с описанием местоположения: <адрес> расположенного в пятой подзоне приаэродромного территории аэродрома Ярославль «Туношна».
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 28.06.2021 административным ответчиком на основании поданного административным истцом заявления от 29.04.2021 №2842к было принято распоряжение №497 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне Ж-4 «Индивидуальная жилая застройка», площадью 2210 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>, расположенных в радиусе 30 км. от <адрес>», в зоне катастрофического подтопления и 3-ем поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения <данные изъяты>», с указанием следующего основания:
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами, а именно: целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Перераспределяемые земельные участки должны иметь одинаковую категорию, и один и тот же вид разрешенного использования: земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для размещения спортплощадки».
В процессе рассмотрения в Ярославском районном суде Ярославской области заявления истца об оспаривании вышеуказанного распоряжения органом государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для размещения спортплощадки» был снят с кадастрового учета. Таким образом, административный истец считает распоряжение от 28.06.2021 №497 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Также указывает, что 27 декабря 2021 истцом было повторно подано заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №.
18 января 2022 административным ответчиком на основании поданного административным истцом заявления от 27.01.2021 №11668к было принято распоряжение №42 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне Ж-4 «Индивидуальная жилая застройка», площадью 2210 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>, расположенного в пятой подзоне приаэродромной территории <адрес>, по следующим основаниям:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, а именно: согласно Правилам землепользования и застройки Туношенского сельского поселения предельные максимальные размеры земельных участков в территориальной зоне Ж-4 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляют: ширина 50 метров, длина 50 метров (образуемый земельный участок не соответствует установленным максимальным параметрам),
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами, а именно: образуемый земельный участок сужает проход-проезд к земельному участку №
Административный истец считает распоряжение от 18.01.2022 №42 об отказе Л.Н. Тихомировой в заключении соглашения о перераспределении земельного участка незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, а именно: площадь образуемого участка соответствует установленной площади 2500 кв.м., границы образуемого земельного участка не перекрывают доступ к другим смежным участкам, в том числе к земельному участку №
Административный истец Тихомирова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена заранее, надлежаще, доверила представлять свои интересы представителю.
Представитель административного истца по доверенности Прове О.А., административный иск с учетом уточнения поддержала в полном объеме. Указывала, что земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета на основании заявления административного истца, также указала, что образуемый земельный участок имеет площадь 2210 кв.м., что соответствует максимально установленной площади 2500 кв.м.
Представитель административных ответчиков – КУМИ Администрации ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО по доверенности Потапова И.В. в судебном заседании возражала по иску и пояснила, что земельные участки имеют различные виды разрешенного использования, также пояснила, что зона «Т» установлена, земельный участок административного истца был поставлен на кадастровый учет, когда утверждались Правила землепользования и застройки. Земельный участок административного истца на имеет наложений с зоной «Т».
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Тихомировой Л.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 76№, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и размещения объекта незавершенного строительства.
Постановлением Администрации Ивняковского сельского поселения ЯМР ЯО от 25.08.2015 года №444 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 409 кв.м., был предоставлен ФИО10 в аренду.
26 августа 2015 года между Администрацией Ивняковского сельского поселения ЯМР ЯО и ФИО7 был заключен договора аренды № вышеуказанного земельного участка, целевое назначение: для размещения спортплощадки.
22 апреля 2020 года между Администрацией ЯМР ЯО в лице МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» и ФИО7 было заключено соглашение №1 о расторжении договора аренды земельного участка от 26.08.2015 №136, ранее предоставленного для размещения спортплощадки на срок с 25.08.2015 года по 24.08.2021 года.
26 марта 2021 года Тихомирова Л.Н. обратилась с заявлением к председателю КУМИ Администрации ЯМР ЯО Н.В. Григорьевой, в котором просила изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения спортплощадки» на «для индивидуального жилищного строительства» или инициировать снятие его с кадастрового учета, поскольку данный земельный участок имеет недостаточную площадь и неправильную конфигурацию для фактического его применения с настоящим видом разрешенного использования и не привлекателен для других целей, кроме присоединения к земельному участку принадлежащему ей (Тихомировой Л.Н.) на праве собственности со стороны дороги и с задней стороны ее земельного участка. Испрашиваемый земельный участок расположен между земельным участком с кадастровым номером № и дорогой и фактически из-за своих формы и площади является чересполосицей, образование и существование которых противоречит нормам земельного законодательства.
31 марта 2021 года Тихомировой Л.Н. дан ответ на обращение об изменении вида разрешенного использования, в котором указано, что конфигурация, площадь и линейные размеры земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют требованиям градостроительного регламента территориальной зоны Ж-4 «Индивидуальная жилая застройка» Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения спортплощадки» на «для индивидуального жилищного строительства» не представляется возможным.
29 апреля 2021 года Тихомирова Л.Н. обратилась в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 28.06.2021 №497 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию:
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами, а именно: целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Перераспределяемые земельные участки должны иметь одинаковую категорию и один и тот же вид разрешенного использования: земельный участок «для индивидуального жилищного строительства», земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для размещения спортплощадки».
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, данный объект недвижимости снят с кадастрового учета 26.12.2021 года.
27 декабря 2021 года Тихомирова Л.Н. вновь обратилась в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 18.01.2022 №42 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, а именно: согласно Правилам землепользования и застройки Туношенского сельского поселения предельные максимальные размеры земельных участков в территориальной зоне Ж-4 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляют: ширина 50 метров, длина 50 метров (образуемый земельный участок не соответствует установленным максимальным параметрам),
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а именно: образуемый земельный участок сужает проход-проезд к земельному участку №
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит законным и обоснованным оспариваемое распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО №497 от 28.06.2021 года, оно принято без нарушения прав административного истца Тихомировой Л.Н., поскольку на момент его (распоряжения) вынесения земельные участки в действительности имели различные категории и вид разрешенного использования.
Относительно распоряжения КУМИ Администрации ЯМР ЯО №42 от 18.01.2022 года:
Указанные в распоряжении основания – образуемый земельный участок не соответствует установленным максимальным параметрам, а также, что образуемый земельный участок сужает проход-проезд к земельному участку № опровергаются материалами дела, в частности:
Из заключения кадастрового инженера ООО «Кадастровая компания «Континент-План» от 31 января 2022 года Исакова Д.В. следует, что образуемый земельный участок в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № с землями, государственная собственность на которые не разграничена, не противоречит требованиям земельного законодательства РФ, поскольку:
- образуемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования <адрес> полностью расположен в зоне Ж-4, размером 42*53 м. площадью 2210 кв.м., что соответствует максимально установленной площади 2500 кв.м.,
- образуемый земельный участок сформирован четко по границам одной территориальной зоны Ж-4 по границе зоны «Т»,
- границы образуемого земельного участка ни в коем случае не перекрывают доступа к другим смежным земельным участкам, поскольку подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами № и № осуществляется по сформированным в натуре дорогам в рамках зоны «Т».
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что имеется доступ к земельному участку с кадастровым номером № и к земельному участку с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые распоряжения подлежат признанию незаконными и отмене.
В то же время, суд находит требования административного истца о возложения на административного ответчика обязанности заключения с Тихомировой Л.Н.соглашения о перераспределении земельного участка не подлежащим удовлетворению.
В рассматриваемом случае правовых оснований возлагать на административного ответчика обязанность заключения с Тихомировой Л.Н.соглашения о перераспределении земельного участка у суда не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в ведении которого находится принятие указанных решений.
С учетом конкретных обстоятельств дела с целью устранения допущенных прав истца суд вправе обязать ответчика в установленный законом срок повторно рассмотреть заявления административного истца о перераспределении земельных участков.
Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 42 «░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
2. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░. 11668░ ░░ 27.12.2021) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
3. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░