Председательствующий – Иваныш И.В. (№ 2-116/2019) Дело № 33-681
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.,
судей – Шинжиной С.А., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной Анны Брониславовны на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 13 мая 2019 года, которым
удовлетворены частично исковые требования Суразаковой Алины Александровны к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, КУ РА «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с установленными социальными нормами на территории МО «Майминский район».
На Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Суразаковой Алине Александровне жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с установленными социальными нормами на территории МО «Майминский район».
Отказано в удовлетворении исковых требований Суразаковой Алины Александровны к КУ РА «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с установленными социальными нормами на территории МО «Майминский район».
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суразакова А.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточненных требований, к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, КУ РА «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с установленными социальными нормами на территории МО «Майминский район». Требования мотивированы тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <дата> поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. С <дата> по <дата> обучалась по очной форме обучения на бюджетной основе в БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З. Гнездилова». В настоящее время проживает в <адрес> в семье троюродной сестры, в собственности жилых помещений не имеет. При обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения, ответчиком благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено со ссылкой на наличие очереди.
Определением суда от 11.03.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство финансов Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай.
Определением суда от 10.04.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района».
Суд вынес вышеназванное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что Суразакова А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве лица, нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, под номером 332, и внеочередное обеспечение ее жильем нарушит права граждан, которые включены в список ранее. Кроме того, по мнению апеллянта, истцом не предоставлено достаточных доказательств, свидетельствующих о ее постоянном месте жительства на территории Майминского района Республики Алтай.
Исследовав материалы дела, выслушав Суразакову А.А., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Суразакова А.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 умерла <дата>, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
По данным КУ РА «Управления социальной поддержки населения Чемальского района» Суразакова А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории Республики Алтай.
По данным Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Суразакова А.А. состоит в общем списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории Республики Алтай, под порядковым номером 332.
На момент подачи иска Суразакова А.А. достигла возраста 18 лет, обучалась в БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова» по специальности «организация обслуживания в общественном питании» с <дата> по <дата>, и в настоящее время она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья.
В Едином государственном реестре недвижимости информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества на имя Суразаковой А.А. отсутствует.
Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом, справкой сельской администрации Кызыл-Озекского сельского поселения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай», пришел к выводу об удовлетворении требований Суразаковой А.А. путем возложения на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязанности предоставить из специализированного жилого фонда по договору найма специализированное жилое помещение, отвечающее социальным нормам, установив, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поэтому имеет право на обеспечение жилым помещением, гарантированное ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Суразакова А.А. в настоящее время включена в список под номером 332 и внеочередное обеспечение ее жильем нарушит права граждан, которые включены в список ранее, судебная коллегия находит несостоятельным в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в Законе и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.
В список включаются лица, указанные в Законе и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 Закона).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законом определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным выше лицам.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 данного Федерального закона, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством Республики Алтай предусмотрено предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с очередностью включения в список вышеуказанных лиц, не влечет отмену постановленного по делу решения суда, поскольку в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о постоянном месте жительства истца на территории Майминского района Республики Алтай, является необоснованным, поскольку в суде первой инстанции установлено, что Суразакова А.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в паспорте истца, а также справкой сельской администрации Кызыл-Озекского сельского поселения Майминского района Республики Алтай, выданной на основании книги похозяйственного учета.
Решение суда первой инстанции судебная коллегия признает законным и обоснованным, постановленным с учетом представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной Анны Брониславовны – без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
Э.В. Ялбакова