Дело в„– 2Р°-5892/2020 РљРћРџРРЇ
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Челябинск 08 сентября 2020 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области Рє Аношину Дмитрию Вячеславовичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рє Аношину Дмитрию Вячеславовичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу РІ размере 1836 рублей, пени РІ размере 30 рублей 11 копеек Рё РїРѕ земельному налогу РІ размере 3327 рублей, пени РІ размере 53 рубля 78 копеек.
Требования по иску мотивированы тем, что согласно справке о задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Аношина Д.В. имеется задолженность за 2017 год по земельному налогу в размере 5273 рубля 89 копеек, которая на настоящий момент ответчиком не погашена. Взыскание налога в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ не производилось. Ввиду изменения программного обеспечения налоговым органом своевременно обнаружить указанную задолженность и принять решение о ее взыскании не представлялось возможным, в связи с чем, просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель административного истца - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился, извещен.
Административный ответчик в суд не явился, извещен, возражений против рассмотрения дела в упрощенном (письменном) порядке не представил.
В силу ст. 291 Кодекса об административном судопроизводстве РФ административное дело рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.
Рсследовав материалы административного дела, проверив РґРѕРІРѕРґС‹ заявления, СЃСѓРґ считает административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РФНС Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области РЅРµ подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
РР· материалов дела следует, что РїРѕ данным оперативного учета налогового органа задолженность административного ответчика возникла РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неуплатой земельного налога Р·Р° 2017 РіРѕРґ Рё РґРѕ настоящего времени РЅРµ погашена.
Доказательств направления требования об уплате налогов административному ответчику материалы дела не содержат. Доказательства получения требования административным ответчиком истцом не представлены.
Трехлетний срок исполнения выставленного административному ответчику требования об уплате налога и шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога истекли.
В силу абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
На основании ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области подано заявление Рѕ восстановлении пропущенного СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение СЃ административным исковым заявлением РІ СЃСѓРґ, РІ качестве уважительных причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° указано, что Рнспекцией СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј нарушен РїРѕ причинам, РЅРµ зависящим РѕС‚ административного истца.
Суд, проверив доводы заявления о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, каких-либо мер по взысканию задолженности до настоящего времени налоговым органом не производилось, доказательств иного суду не представлено.
При этом, на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, приведенные истцом РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении основания РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты СЃСѓРґРѕРј РІ качестве уважительных.
Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Поскольку принудительное взыскание недоимки по налогам и задолженности по пеням за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, уважительных причин пропуска срока, которые были бы приняты судом во внимание налоговым органом не представлено, оснований для удовлетворения требования налогового органа к Аношину Дмитрию Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 1836 рублей, пени в размере 30 рублей 11 копеек и по земельному налогу в размере 3327 рублей, пени в размере 53 рубля 78 копеек у суда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ненадлежащие действия самого налогового органа по осуществлению налогового контроля привели к пропуску им срока на обращение с настоящим административным иском в суд, причины пропуска которого, не могут быть признаны судом уважительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Челябинской области Рє Аношину Дмитрию Вячеславовичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п М.Н. Величко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер
Мотивированное решение составлено 14.09.2020