УИД 50RS0026-01-2022-004568-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2022 года Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Деевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигайло Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Стрелковой Н. Г. к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Стрелкова Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и Московской области, мотивируя их тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГ. № ответчик отказал истцу в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, не включив в стаж период работы с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующей здравпунктом-фельдшер службы охраны труда ОАО «Мосэнерго», с ДД.ММ.ГГ в должности заведующей здравпунктом-фельдшер ООО «Газпроммедсервис», с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующей здравпунктом-фельдшер ООО «Согаз-Медсервис», поскольку наименование должности и учреждения не поименовано в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.
С указанным решением не согласна, поскольку ОАО «Мосэнерго», ООО «Газпроммедсервис», ООО «Согаз-Медсервис» осуществляли деятельность на основании лицензий на осуществление медицинской деятельности. В должностные обязанности истца входило оказание неотложной доврачебной медицинской помощи, выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур, назначенных врачом, а так же другие действия связанные с оказанием медицинской помощи населению.
Таким образом, при включении указанных выше периодов работы в подсчет специального стажа, она имеет необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного просит признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, обязать ГУ-ГУ ПФР №3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующей здравпунктом-фельдшер службы охраны труда ОАО «Мосэнерго», с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующей здравпунктом-фельдшер ООО «Газпроммедсервис», с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующей здравпунктом-фельдшер ООО «Согаз-Медсервис», обязать ГУ-ГУ ПФР №3 по г. Москве и Московской области назначить Стрелковой Н.Г. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГ.
Представитель истца (по доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГ. Гаврилова Л.А..) в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика (по доверенности № от ДД.ММ.ГГ. Афанасьева А.Г.) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований поскольку в подсчет специального стажа дающего право на досрочное пенсионное обеспечение не может быть включены заявленные истцом периоды работы в связи с тем, что должность, в которой осуществляла трудовую деятельность истица в указанные периоды не предусмотрена списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ. Стрелкова Н. Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию истице было отказано, при этом, в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по названному основанию, были включены периоды ее работы, общей продолжительностью 18 лет 08 месяцев 21 день.
В подсчет специального стажа дающего право на досрочное пенсионное обеспечение не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГ. в должности заведующий здравпунктом-фельдшер службы охраны труда ОАО «Мосэнерго», с 16ДД.ММ.ГГ в должности заведующий здравпунктом-фельдшер ООО «Газпроммедсервис», с ДД.ММ.ГГ должности заведующий здравпунктом-фельдшер ООО «Согаз-Медсервис», поскольку наименование должности и учреждения не поименовано в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Такое наименование учреждений, как открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано. Не поименованы такие виды учреждений и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29. Октября 2002г. №781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца.
Согласно пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014г., в том числе на момент возникновения спорных правоотношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются так же законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 87 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
Таким образом, акционерные общества, равно как и общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим и корпоративным организациям, целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из представленных в материалы дела учредительных документов, Уставов ОАО «Мосэнерго», ООО «Газпроммедсервис», ООО «СОГАЗ-Медсервис» следует, что основной целью деятельности Обществ является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ названные организации являются коммерческими, и следовательно не могут быть отнесены к учреждениям.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013г N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. N 1920-0).
Вышеуказанные юридические лица не являются учреждением здравоохранения по смыслу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; не предусмотрены разделом «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года № 781; в выписке из индивидуального лицевого счета не подтверждена работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение (код льготы отсутствует). При этом указанные общества не предусмотрены среди структурных подразделений, указанных в п. 6 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781).
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 529н, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Доводы истца о том, что ОАО «Мосэнерго», ООО «Газпроммедсервис», ООО «СОГАЗ-Медсервис» имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, что право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществляется лечебная деятельность, суд находит необоснованным ввиду следующего.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению, выполняемая в таких организациях профессиональная деятельность может существенно отличаться от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, а также в Определении от 04 марта 2004 года № 81-О, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2019г. Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 20 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 год, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного, периоды работы истца в ОАО «Мосэнерго» с ДД.ММ.ГГ., в ООО «Газпроммедсервис» с ДД.ММ.ГГ., в ООО «Согаз-Медсервис» с ДД.ММ.ГГ. общей продолжительностью 12 лет 23 дня не могут быть включены в специальный стаж истца, в связи с чем, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию, отсутствуют, в иске надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стрелковой Н. Г. к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №3 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию – оставить без удовлетворения, в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Деева Е.Б.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГг.