Решение по делу № 2а-1165/2020 от 24.12.2019

                                                                                                             Дело № 2а-1165/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень                                                                              23 января 2020 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Воробьевой А.П.

при секретаре судебного заседания Черенько Е.В.

с участием административного истца – Ульянова Д.В.,

представителя административного истца – адвоката Горецкой Л.Г.,

представителя административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени - Пуртовой А.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» - Миллер Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1165/2020 по административному исковому заявлению Ульянова Дмитрия Викторовича о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата Ленинского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

административный истец обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Ленинского АО <адрес>. Ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в период обучения в ГОУВПО «Тюменский государственный университет» на очной форме обучения на степень бакалавра в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.<адрес> он обучался в этом же учебном учреждении по очной форме обучения в магистратуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., затем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался там же на очной форме обучения в аспирантуре. С момента постановки на воинский учет и до настоящего времени проживает по адресу регистрации: <адрес>. Об обучении студента Ульянова Д.В. учебное заведение извещало военкомат. Таким образом, полагает, что он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, военкомат не совершал действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении административного истца, повестки ему не направлялись.

В судебном заседании административный истец Ульянов Д.В. заявленные требования поддержал, пояснив также, что повесток он не получал ни через родственников, ни через органы полиции.

           Представитель административного истца – адвокат Горецкая Л.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также ордера от ДД.ММ.ГГГГ , в судебном заседании также заявленные требования поддержала, пояснив также, что истец имел уважительную причину, поскольку обучался вплоть до достижения им возраста 28 лет.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени - Пуртова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что отсрочка Ульянову предоставлялась один раз до ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем он не предоставлял ни дипломы об образовании, ни сообщал об изменениях каких-либо, справки об обучении Ульянова университет направлял, они имеются в личном деле, однако, для предоставления отсрочек необходимо волеизъявление самого Ульянова с предоставлением документов об образовании, он явился в военкомат лишь в 29 лет. Повестки лично Ульянову не вручались.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Миллер Е.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании также возражала против заявленных требований, пояснив также, что в личном деле призывника отсутствуют документы, подтверждающие, что он не проходил призывные мероприятия по независящим от него причинам, ему было известно о правах и обязанностях призывника.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов личного дела призывника следует, что Ульянов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ. Сторонами не оспаривается, что истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в ГОУВПО «Тюменский государственный университет» на очной форме обучения на степень бакалавра в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г..

Согласно справкам, имеющимся в личном деле призывника, а также представленным в материалы настоящего дела административным истцом, Ульянов Д.В. обучался в этом же учебном учреждении по очной форме обучения в магистратуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., затем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался там же на очной форме обучения в аспирантуре.

С момента постановки на воинский учет и до настоящего времени Ульянов Д.В. проживает по адресу регистрации: <адрес>41.

В материалах личного дела призывника имеются копии повесток с отметками о том, что они после окончания действия отсрочки от призыва на военную службу, направлялись Ульянову и были оставлены либо в почтовом ящике, либо мать Ульянова отказывалась их получать. Также имеются обращения военного комиссариата в органы полиции об установлении местонахождения Ульянова Д.В. и вручения ему повестки, однако, доказательств того, что указанные обращения реально направлялись в органы полиции, в том числе отметки о получении их органами полиции, материалы личного дела не содержат. Сведения о результатах рассмотрения и исполнения данных обращений, личное дело призывника также не содержит.

Из справки серии АЕ , выданной взамен военного билета, следует, что решением призывной комиссии Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признано, что Ульянов Д.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Из материалов дела следует, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца фактически не проводились, доказательств вручения призывнику повесток, не представлено, истец данное обстоятельство оспаривает.

Установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Ульянов Д.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Соответственно, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

Кроме того, в период после окончания отсрочки, Ульянов Д.В. продолжал обучение в магистратуре, аспирантуре по очным формам обучения и окончил обучение после достижения им 27 лет.

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что после окончания отсрочки в жизни заявителя происходили иные изменения, о которых ему следовало сообщить в военный комиссариат, не имеется.

Кроме того, военному комиссариату было достоверно известно об обучении Ульянова Д.В. в ГОУВПО «Тюменский государственный университет».

В такой ситуации военному комиссариату и призывной комиссии следовало на основании имеющихся в личном деле призывника документов решить вопрос о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу; Закон № 53-ФЗ не содержит в качестве обязательного условия личное волеизъявление призывника, поскольку после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований возложен на административных ответчиков.

Доводы представителя административного ответчика о необходимости личного обращения Ульянова Д.В. с соответствующим заявлением при наличии объективных сведений о законном праве заявителя на получение отсрочки от призыва является злоупотреблением формальными требованиями закона и по существу ограничивает права административного истца, предоставленные ему Законом № 53-ФЗ.

Таким образом, Ульянов Д.В. не прошел военную службу по призыву также и в силу наличия у него права на отсрочку от призыва.

      Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, действующей в настоящее время) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии. Следовательно, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что он лишается права проходить государственную гражданскую службу, что также свидетельствует о создании ему оспариваемым решением препятствий в реализации своих прав и законных интересов.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

              административное исковое заявление Ульянова Дмитрия Викторовича удовлетворить.

      Признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании Ульянова Дмитрия Викторовича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

          Обязать Военный комиссариат Ленинского административного округа г. Тюмени устранить допущенное нарушение и сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательно форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                   подпись                               А.П. Воробьева

2а-1165/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ульянов Дмитрий Викторович
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат ТО
Военный комиссариат ЛАО г.Тюмени
Другие
Горецкая Л.Г.
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмень
Судья
Воробьева Алена Петровна
Дело на странице суда
leninsky.tum.sudrf.ru
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее