Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2015 года <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Фроловой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием: истца ФИО1,
представителя ответчика – Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
В обоснование исковых требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в БУЗ «Болховская ЦРБ» медицинской сестрой: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры неврологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры терапевтического отделения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её трудовой стаж составил 30 лет. По достижению 30- летнего трудового стажа она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик отказал ей в назначении указанной пенсии. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> при подсчете стажа исключил следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 3 месяца 26 дней, а также период её нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, предоставленных за работу в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы:
-ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 месяц 12 дней, что подтверждается справкой работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчик неправомерно исключил из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период курсов повышения квалификации с отрывом от производства и дополнительных чернобыльских отпусков. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, просит суд признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период её нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, предоставленных за работу в зоне, подвергшейся воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения с момента обращения.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования уточнила, просила суд включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей выплату пенсии с момента возникновения права на пенсию, а период её нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, предоставленных за работу в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы не включать.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что в круг периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ, определенных пунктом 5 Правил Правительства РФ от 11.07.2002г №516 не входят курсы повышения квалификации с отрывом от производства, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, начавшемся после ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, не могут быть засчитаны в медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости курсы повышения квалификации с отрывом от производства. Медицинский стаж ФИО1 на момент обращения за консультацией составляет 29 лет 08 месяцев. Учитывая изложенное, право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 20 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» в настоящее время истец ФИО1 не имеет.
Представитель третьего лица БУЗ ОО «Болховская ЦРБ» по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена должным образом. Допрошенная ранее в судебном заседании показала, что не возражает против заявленных требований, так как период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статьей 18,19 и статьи 55 ( части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в с сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В определении от 05 ноября 2002 года № 320-0 Конституционный Суд Российской Федерации изложил свою позицию, что выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" N 400-ФЗ от 28.12.2013г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, действовавшего до 01 января 2015 года.
В соответствии с подп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из трудовой книжки ФИО1 серии АТ-111 № видно, что она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Болховская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры неврологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры терапевтического отделения (л.д. 10).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 196 Трудового Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 197 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующей на момент нахождения истца на курсах повышения квалификации, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышении квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Установлено, что в спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации за вышеуказанные периоды (л.д.31-36).
Таким образом, ФИО1 работавшая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя, во время обучения истица не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов, в связи с чем, период повышения квалификации является необходимым и обязательным условием осуществления истцом профессиональной деятельности, исходя из специфики выполнения ею трудовой функции, периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, данный период работы истицы, подлежит включению, как в общий, так и в специальный трудовой стаж работы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Из ответа ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент обращения ФИО5 стаж на соответствующих видах работ составляет 29 лет 08 месяцев 00 дня.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ стаж у ФИО1 составлял 30 лет.
На основании изложенного и руководствуясь п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить ФИО1 в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня возникновения права на указанную пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Фролова