Решение по делу № 33а-2794/2021 от 24.02.2021

Судья Добрыднева Т.С.

Дело № 33а-2794/2021; 2а-1314/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

судей Овчинниковой Н.А., Котельниковой Е.Р.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела 29 марта 2021 г. в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 17 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Административный иск Соловьева Романа Юрьевича удовлетворить частично.

Признать решение Управления Росреестра по Пермскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 30.03.2020 №** незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Пермскому краю решить вопрос в соответствии с законом о постановке на государственный кадастровый учет здания - жилого дома и государственной регистрации права собственности Соловьева Романа Юрьевича в установленном порядке и сроки, о чём в течение месяца сообщить суду и административному истцу».

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., пояснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю - Евдокимовой Ю.Р., изучив материалы дела судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Соловьев Р.Ю. обратился к суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Пермскому краю), о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 30.03.2020 г. № ** и возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт здания – жилого дома, расположенного по адресу: ****, в границах земельного участка № **, на земельном участке с кадастровым номером **, на основании технического плана здания от 01.11.2019 г., подготовленного кадастровым инженером А., и провести государственную регистрацию права собственности Соловьева Р.Ю., на созданный жилой дом.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что 16.03.2020 г. обратился через МФЦ в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером **, предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины. По результатам рассмотрения его заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, Краснокамским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении о приостановлении от 30.03.2020 г. № **. Причиной приостановления указаны основания, предусмотренные в п.22 и п. 5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данное решение считает незаконным. В соответствии со сведениями ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка зарегистрирован как «Садовые и дачные дома». Поскольку на дату подачи заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав разрешенное использование «садовые и дачные дома» не ограничено, в судебном порядке не оспорено, то доводы административного ответчика о незаконности внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений являются недопустимыми. Считает, что созданный объект – жилой дом, соответствует виду разрешенного использования и категории земельного участка, на котором он создан.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление Росреестра по Пермскому краю, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ** (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садовые и дачные дома). Невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства обусловлена тем, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Указанный земельный участок находится в непосредственной близости от Оверятского городского поселения, с. ****. В соответствии с п.4 ст.78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Следовательно, данный участок предназначен для целей сельского хозяйства. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка. Установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) не должен влечь за собой последующие нарушения законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий. Поскольку градостроительные регламенты для земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий не устанавливаются, вид разрешенного использования спорного земельного участка не мог быть самостоятельно изменен органом местного самоуправления, соответственно, возведение объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером ** не могло быть осуществлено, в связи с чем решение государственного регистратора о приостановлении учетно-регистрационных действий является законным и обоснованным.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пермскому краю Евдокимова Ю.Р. в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.

Административный истец Соловьев Р.Ю., представитель заинтересованного лица администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Соловьев Р.Ю. на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.06.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Садовые и дачные дома, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: **** (л.д.40-44).

16.03.2020 Соловьев Р.Ю. обратился через МФЦ в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером **, предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, 30.03.2020 Управлением Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в срок до 30.06.2020, изложенное в уведомлении о приостановлении № КУВД-001/2020-3130726/1.

30.06.2020 уведомлением № КУВД-001/2020-3130726/2 срок приостановления был продлен до 04.08.2020.

Причиной приостановления и отказа указано основание, предусмотренное в п.5 и п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку земельный участок с кадастровым номером **, в границах которого находится данный дом, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садовые и дачные дома. В целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Соловьеву Р.Ю. было предложено предоставить документ, подтверждающий перевод земельных участков из одной категории в другую с установлением вида разрешенного использования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Оверятского городского поселения, земельный участок по адресу: **** с кадастровым номером ** полностью расположен в территориальной зоне Ж-5 «Ведение дачного хозяйства». К основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны относится, в том числе, размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

27.09.2018 административным истцом направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

28.09.2018 Комитетом имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района выдано уведомление № 377 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.

01.11.2019 административным истцом подано уведомление об окончании строительства садового дома.

01.11.2019 Администрацией Краснокамского городского округа выдано уведомление № 290 о соответствии построенного садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 15.04.1998 №66 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что примененное административным ответчиком основание для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости п.п. 5 и 22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, по мотиву несоответствия объекта недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, либо градостроительному регламенту, не охватывает данные материально-правовые основания для приостановления, и пришел к выводу, что решение административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости является незаконным, нарушает права административного истца.

Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п.5, п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия находит правомерным вывод суда о незаконности оспариваемого уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 30.03.2020 № КУВД -001/2020-3130726/1 Управления Росреестра по Пермскому краю. Также судебная коллегия признает верными выводы суда о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку административный ответчик должен решить вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке с учетом правовой экспертизы представленных документов.

Ссылки в апелляционной жалобе на невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства, поскольку ранее земельный участок относился к сельскохозяйственным угодьям, не влияют на законность обжалуемого решения.

Согласно ч.1, ч.6 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Приказом Росреестра от 07.06.2019 № П/0225 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч.6 ст.79 ЗК РФ.

В силу ч.1 ст.71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч.6 ст.79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о нарушении административным истцом положений ч.6 ст.79 ЗК РФ, выразившемся в возведении жилого дома на земельном участке, относящемся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч.3 ст.3 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка; установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) влечет за собой нарушения законодательства, не могут повлиять на законность решения суда, поскольку направлены на оспаривание нормативного правового акта органа местного самоуправления и не могут быть предметом рассмотрения настоящего административного дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены оспариваемого судебного решения.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ч. 2 ст. 177, ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи


33а-2794/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Соловьев Роман Юрьевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Администрация Краснокамского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.02.2021Передача дела судье
29.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2021Передано в экспедицию
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее