УИД -----
-----
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
дата года г.Чебоксары
Резолютивная часть объявлена: дата
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Савелева В.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кана Сергея Александровича, дата года рождения, уроженца адрес, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, адрес,
Права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ разъяснены и понятны,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Кана С.А. дата составлен протокол об административном правонарушении ----- согласно которому дата в ----- час. ----- мин. Кан С.А. находясь по адресу: адрес, организовал несогласованное в установленном порядке с администрацией г.Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга на адрес, адрес, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировал, тем самым нарушил требования ст. ст. 5, 17 Федерального закона РФ от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Действия Кана С.А. квалифицированы по частью 2 статьи 20.2. КоАП РФ.
Кан С.А. и его защитник Аркадьев В.И., участвуя в судебном заседании, вину в совершенном правонарушении не признали по основаниям и доводам, изложенным в письменной позиции, представленной суду. Из пояснений Кана С.А. также следует, что он дата принял участие в указанном мероприятии, однако, он митинг не организовывал, и как этот делается не знает. Защитник Аркадьев В.И. также указал, что каких-либо доказательств того, что Кан С.А. являлся организатором публичного мероприятия дата материалы административного дела не содержат, не свидетельствует об этом и представленная суду видеозапись. В связи с чем просят производство по делу в отношении Кана С.А. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Федеральным законом от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 3 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно статье 3 Федерального закона от дата N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию только с момента согласования места и (или) времени проведения публичного мероприятия с органом местного самоуправления.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктами 1 - 9 части 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к содержанию уведомления о проводимом публичном мероприятии.
Как следует из ответа заместителя главы администрации г. Чебоксары Петрова А.Н. от дата уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акациях, предусмотренных Федеральным законом от дата ----- «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от граждан (организаций) не поступало.
Из рапорта старшего УУП ОП № 1 УМВД России по г.Чебоксары Арташина О.А. и объяснений О/У по ОВД ИПЭ МВД по Чувашской Республике Миронова О.Ю., следует, что Кан С.А., дата в ----- часов ----- минут организовал несогласованное с администрацией г.Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга проходившего по адресу: адрес адрес.
В соответствии с ч.2 ст.20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Для решения вопроса о виновности Кана С.А. в данном случае является юридически значимым то обстоятельство, что Кан С.А. являлся организатором несогласованного в установленном порядке мероприятии, о чем ему было известно, а также проводил его.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Обязанности организатора публичного мероприятия установлены частью 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ. Согласно этой норме данный субъект обязан, в частности:
- подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ);
- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона (пункт 4 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ);
- иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия (пункт 10 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти.
В свою очередь, действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что Кан С.А. не являлся организатором несогласованного публичного мероприятия, а принимал в нем участие, следовательно, его действия подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из положений ч.3 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.20.2, ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи районного суда, составы административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч.5 данной статьи предусматривает менее строгое наказание.
Следовательно, переквалификация действий Кана С.А. с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Факт участия в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга дата в ----- час. ----- мин в адрес по адресу: адрес, адрес Каном С.А. в ходе судебного заседания не оспаривался, и его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП подтверждены совокупностью доказательств, в том числе видеозаписью места проведения публичного мероприятия и фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении ----- от дата, рапортом сотрудника полиции, ответом администрации г.Чебоксары от дата., что на указанную дату уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, шествия, пикетирования и иных массовых акциях, в соответствии с Закона N 54-Ф, в администрацию не поступало, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие Кан С.А. не реагировал.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от дата N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от дата по делу "М. против Российской Федерации", от дата по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от дата по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
В данном же случае публичное мероприятие проходило на центральных улицах города, нарушило права других лиц на свободное передвижение по данным улицам и их право на отдых в выходной день.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Кан С.А. подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ
Санкция ч.5 ст.20.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения административного наказания законодатель сформулировал в положениях главы 4 КоАП РФ.
Согласно ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность Кана С.А. материалами дела не установлено.
Таким образом, с учётом характера и степени общественной опасности совершённого административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности правонарушителя, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, в целях достижения задач законодательства об административных правонарушениях и предупреждения совершения Каном С.А. новых административных правонарушений, суд полагает возможных назначить наказание в виде административного штрафа в ------, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ :
Признать Кана Сергея Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере ----- руб. (----- руб.).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УИН -----, получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (ОП ----- по г.Чебоксары), ИНН -----, номер счета ----- в Отделении - НБ Чувашская Республика, БИК -----, КПП -----, код ОКТМО -----, КБК: -----, наименование платежа – штраф ОП ----- по г. Чебоксары.
В соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В.Савельева