ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 77-1803/2024
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 16 мая 2024 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Писаревой А.В.,
судей: Василевичевой М.В., Чистяковой Е.А.,
при секретаре Апариной Т.П.,
с участием:
прокурора Цымпиловой О.И.,
осужденного Рыбалко В.П.,
адвоката Новиковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней осужденного Рыбалко В.П. о пересмотре приговора Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 апреля 2023 г. и апелляционного определения Алтайского краевого суда от 13 июля 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего, выступление осужденного и его защитника, поддержавших доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а также мнение прокурора, полагавшего необходимым оставить судебные решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 апреля 2023 г.
РЫБАЛКО ВИКТОР ПЕТРОВИЧ, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, имеющий гражданство Российской Федерации, судимый:
- 25 августа 2014 г. приговором Дзержинского районного суда г. Новосибирска по ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам 8 месяцам лишения свободы, освобожден 26 февраля 2021 г. в связи с отбытием наказания,
осужден:
- за совершение пяти преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по факту сбыта наркотического средства массой 0,34 грамма; по факту сбыта наркотического средства массой 0,38 грамма; по факту сбыта наркотического средства массой 0,32 грамма; по факту сбыта наркотического средства массой 0,36 грамма на расстоянии около 235 метров в северо-западном направлении от дома по адресу: <данные изъяты>; по факту сбыта наркотического средства массой 0,36 грамма на расстоянии около 100 метров в юго-восточном направлении от здания по адресу: <адрес>) к 9 годам лишения свободы) к 9 годам лишения свободы за каждое;
- по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 3,19 грамма) к 10 годам лишения свободы;
- за совершение 12 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,32 грамма, на расстоянии около 95 метров в юго-восточном направлении от здания по адресу: <данные изъяты> по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,40 грамма; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,34 грамма, на расстоянии около 230 метров в юго-восточном направлении от здания по адресу: <данные изъяты>; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,29 грамма; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,32 грамма на расстоянии около 390 м. в юго-восточном направлении от здания по адресу: <данные изъяты>; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,39 грамма; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,34 грамма на расстоянии около 120 м. в юго-восточном направлении от здания по адресу: <данные изъяты>; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,37 грамма на расстоянии около 220 м. в юго-восточном направлении от здания по адресу: <данные изъяты>; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,38 грамма; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,27 грамма; по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,34 грамма на расстоянии около 390 м. в южном направлении от здания по адресу: <данные изъяты> по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 0,37 грамма на расстоянии около 390 м. в юго-западном направлении от здания по адресу: <данные изъяты>) к 8 годам 6 месяцам лишения свободы за каждое;
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, при этом в срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с 24 мая 2021 г. до вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Разрешены вопросы, связанные с судьбой вещественных доказательств, процессуальными издержками.
В соответствии с апелляционным определением Алтайского краевого суда от 13 июля 2023 г. приговор оставлен без изменения, апелляционные жалобы осужденного и его защитника – без удовлетворения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Рыбалко В.П. просит об отмене постановленных в отношении него судебных решений либо о возврате дела прокурору, мотивируя допущенными судами нарушениями норм уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявшими на исход дела.
Утверждает, что уголовное дело рассмотрено судом первой инстанции формально, с обвинительным уклоном.
Заявляет, что сторона защиты неоднократно обращала внимание на искажение фактических обстоятельств дела сотрудниками правоохранительных органов <данные изъяты>., а также свидетелями <данные изъяты> на противоречивость их показаний; на допущенный им самооговор по сбыту <данные изъяты>., однако надлежащая оценка указанным доводам судом не дана. Приводит показания свидетелей, письменные материалы дела, полагая, что они не подтверждают его причастность к сбыту наркотических средств.
Полагает, что поскольку дальнейшая судьба наркотических средств ему не известна, он лишь формировал тайники-закладки, его действия должны быть квалифицированы по ст. 228 УК РФ.
Отмечает, что в связи с частичной потерей слуха он неоднократно обращал внимание суда на невозможность полноценно осуществлять свою защиту, давать пояснения по делу, отслеживать ход судебного процесса, однако данное обстоятельство оставлено без внимания.
Полагает, что его активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, выразившихся в передаче своего сотового телефона сотрудникам полиции, где содержалась полная информация о местонахождении тайников-закладок, необходимо считать добровольным отказом от совершения преступления.
Заявляет о необоснованности отказа судом апелляционной инстанции в повторном исследовании материалов уголовного дела, об отсутствии надлежащей оценки доводам апелляционных жалоб.
В возражениях на кассационную жалобу осужденного государственный обвинитель Флаат А.А. полагает необходимым оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела и судебные решения, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а также возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона по данному делу не допущено.
По приговору суда Рыбалко В.П. признан виновным и осужден:
- за четыре незаконных сбыта наркотических средств с использованием средств информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере <данные изъяты>
- за покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием средств информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере (по факту покушения на сбыт наркотического средства массой 3,19 грамма);
- за двенадцать покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием средств информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере <данные изъяты>
Преступления совершены в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Согласно материалам уголовного дела, привлечение Рыбалко В.П. к уголовной ответственности соответствует положениям УПК РФ, обвинительное заключение отвечает требованиям ст. 220 УПК РФ.
Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в судебном заседании и принятию итогового решения, нарушений норм уголовно-процессуального закона и стеснения прав осужденного на стадии досудебного производства по уголовному делу не имеется.
Описательно-мотивировочная часть приговора суда, согласно требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ, содержит описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, даты, времени и способа совершения, формы вины и последствий преступлений.
Выводы суда о виновности Рыбалко В.П. в совершении преступлений основаны на совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре: показаний самого осужденного, не отрицавшего свою причастность ко всем инкриминируемым ему деяниям; показаний свидетелей <данные изъяты> об обстоятельствах приобретения ими посредством сети «Интернет» наркотических средств, получения ими фотоизображений мест нахождения закладок с наркотическими средствами, с указанием их географических координат, а также об обстоятельствах их задержания сотрудниками полиции; показаний свидетелей <данные изъяты> являющихся сотрудниками правоохранительных органов, пояснивших об обстоятельствах задержания Рыбалко В.П., при котором было обнаружено и изъято 9 свертков из изоленты черного цвета с содержимым, а также сотовый телефон, содержащий информацию о местонахождении закладок с наркотическими средствами, данная информация была проверена в соответствии с географическими координатами, после чего ими были обнаружены и изъяты свертки из изоленты черного цвета с содержимым; показаний свидетелей <данные изъяты> – сотрудников правоохранительных органов, пояснивших о том, что в производстве отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом полиции по Ленинскому району СУ УМВД России по г. Барнаулу находились уголовные дела по фактам сбыта наркотических средств <данные изъяты>., при изъятии сотовых телефонов последних обнаружена переписка, касающаяся приобретения наркотических средств с фотографиями мест закладок и их координатами, которые полностью совпадают с фотографиями и их координатами, обнаруженными в мобильном телефоне Рыбалко В.П. при его переписке с неустановленными лицами в мессенджере «Телеграмм»; показаний иных свидетелей о значимых для дела обстоятельствах; экспертных заключений и других письменных доказательств.
Вопреки доводам жалобы, причин для оговора осужденного или его самооговора судом не установлено.
При рассмотрении дела какой-либо заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела также не установлено, исполнение указанными лицами своих служебных обязанностей само по себе к такому выводу не приводит, в связи с чем оснований не доверять процессуальным документам, составленным по итогам процессуальных действий, не имеется.
Суд, исследовав в полной мере данные доказательства, дал им надлежащую оценку, в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности – достаточности для разрешения данного дела. В основу приговора положены доказательства, которые были непосредственно исследованы и проверены в ходе судебного разбирательства. При этом в приговоре указано, по каким основаниям суд принимает за достоверные одни доказательства и отвергает другие, с приведением соответствующих мотивов.
Данные выводы после проверки законности приговора у судебной коллегии сомнений не вызывают.
Вопреки доводам, изложенным осужденным, действия Рыбалко В.П., заключающиеся в передаче сотрудникам полиции сотового телефона, содержащего сведения о местах организации тайников-закладок с наркотическими средствами, нельзя признать добровольным отказом от преступления, так как невозможность доведения им преступного умысла до конца не было добровольным в связи с пресечением его преступной деятельности сотрудниками правоохранительных органов. Отсутствуют равно необходимые условия для рассмотрения этих действий в качестве добровольной выдачи, о которой идет речь в примечании к ст. 228 УК РФ.
Доводы кассационной жалобы осужденного о том, что он не принимал непосредственного участия в передаче наркотических средств приобретателям, дальнейшую судьбу наркотиков, помещенных им в организованные им тайники-закладки, не отслеживал, в связи с чем его действия не могут быть квалифицированы как незаконный сбыт наркотических средств, основаны на неверном толковании закона.
Так, по смыслу закона, под незаконным сбытом наркотических средств следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу. При этом сама передача лицом реализуемых средств приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте. При этом, уголовный закон не связывает момент окончания данного преступления с проверкой покупателем наркотических средств, их оплатой, окончательным расчетом и т.д. Преступление считается оконченным с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче наркотических средств приобретателю.
Как следует из материалов уголовного дела, Рыбалко В.П., действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, формировал тайники-закладки, куда помещал наркотические средства, при этом фотографии местности с их географическими координатами направлял оператору интернет-магазина посредством мобильного приложения, тем самым выполняя все необходимые действия по передаче приобретателю указанных средств. Отсутствие непосредственного взаимодействия осужденного с приобретателями наркотических средств, на квалификацию его действий не влияет.
Таким образом, квалификация действий осужденного соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам уголовного дела, является правильной, выводы суда в этой части в приговоре надлежаще мотивированы со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства и сомнений не вызывают. Оснований для иной квалификации действий осужденного, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Сведений о том, что судебное разбирательство, о чем утверждает осужденный, проведено с нарушением его права на защиту в связи с наличием у него заболевания - <данные изъяты>, формально, с обвинительным уклоном, из материалов уголовного дела не усматривается.
В судебных заседаниях обеспечено равенство прав сторон, которым суды обеих инстанций, сохраняя объективность и беспристрастность, создали необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, реализации предоставленных процессуальных обязанностей и осуществления гарантированных прав.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 6, 43, 60 ░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░).
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. 3 ░░. 66 ░░ ░░ (░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. 6 ░░. 15, ░░. 53.1, ░░. 64, ░. 3 ░░. 68, ░░. 73 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 389.9 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 7 ░░. 389.13 ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 401.1, 401.14, 401.15 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░