Решение по делу № 2-403/2022 (2-3650/2021;) от 02.12.2021

Дело №2-403/2022

УИД: 92RS0003-01-2021-006007-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь                                                              19 января 2022 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., с участием с участием представителя истца – Куртаметова А.С., представителя ответчика – Велигиной В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орленко Надежды Сергеевны к Государственному унитарному предприятию «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» о понуждении к выполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

        Орленко С.В. обратился в суд с данным иском к ответчику, в котором просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей.

Заявленные требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что в автобус, следующий по маршруту , были допущены лица, нарушающие масочный режим, при этом им не было отказано в предоставлении транспортных услуг, также пассажиры автобусов не соблюдали дистанцию не менее 1 метра, вследствие чего истец нервничал, испытывал страх и переживания за свое здоровье.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Конституция РФ исходит из того, что здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства (Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 617-0-0, постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П и др.).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, государство должно защищать права граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать их реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 56-КГ19-26).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с Рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.

ДД.ММ.ГГГГ распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health Organization (ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 66 новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715, является тяжелой острой респираторной инфекцией.

В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон N 68-ФЗ).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ):

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

В силу статьи 2 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законодательство Российской Федерации в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие в соответствии с федеральными законами правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации функционируют в режиме повышенной готовности (пп. "б" п. 6 ст. 4.1пп. "б" п. 6 ст. 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ).

В силу пункта 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. "м" п. 1 ст. 11пп. "м" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (пп. "у" п. 1 ст. 11пп. "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (пп. "ф" п. 1 ст. 11пп. "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ).

В силу статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Таким образом, при введении режима повышенной готовности субъект РФ вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от наступления чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза ее возникновения, и вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения

    Согласно п. 13 Указа Губернатора <адрес> «О введении на территории <адрес> режима повышенной готовности» в редакции Указа Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -УГ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в местах массового скопления людей (в том числе в торговых объектах) и перевозку железнодорожным, автомобильным, электрическим и морским транспортом, обязаны отказывать в предоставлении транспортных услуг и не осуществлять продажу товаров (выполнение работ или оказание услуг) гражданам, не соблюдающий масочный режим.

    Согласно п. 8 распоряжения ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО6» «О введении дополнительных мер по соблюдению режима повышенной готовности» от ДД.ММ.ГГГГ водители и кондукторы должны указывать пассажирам, не соблюдающим масочный режим, на необходимость его соблюдения вплоть до отказа им в предоставлении транспортных услуг.

    В силу п. 12 Указа Губернатора органам государственной власти <адрес>, органам местного самоуправления в городе Севастополе, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также иным лицам, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, предписано обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) дистанции до других граждан не менее одного метра, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).

    Согласно ч. 2 п. 10 Указа Губернатора гражданам рекомендовано соблюдать дистанцию до других граждан не менее одного метра (социальное дистанцирование) при посещении торговых объектов (объектов оказания услуг), иных помещений с массовым пребыванием людей. Правило социального дистанцировния не распространяется на членов семьи и совместно проживающих.

    Таким образом, специальная разметка устанавливается в зданиях и сооружениях, к которым транспортное средство не относится. При посещении объектов оказания услуг гражданам, в том числе и пассажирам общественного автомобильного транспорта, рекомендуется самостоятельно соблюдать дистанцию до других граждан.

В обоснование своих возражений представитель ответчика ссылался на то, что ответчик в период выполнения рейса в 17-15 ДД.ММ.ГГГГ автобусом по маршруту к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.6.1 КоАП РФ не привлекался. Во время рейса водителю о нарушении пассажирами масочного режима не сообщалось.

Статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Пунктом 3 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 8 Постановления «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» N 10 от ДД.ММ.ГГГГ дал разъяснения о том, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В абзаце втором пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.

Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании компенсации морального вреда, истец Орленко С.В. ссылается на причиненные ему негативные переживания страха за свое здоровье, отвращения к вирусным частицам, содержащимся в выдыхаемом окружающими людьми воздухе.

Принимая во внимание, что истцом не предоставлено допустимых доказательств нарушения ответчиком требований законодательства во время его поездки ДД.ММ.ГГГГ в автобусе , суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Председательствующий –

Решение изготовлено в окончательно форме 21.01.2021.

2-403/2022 (2-3650/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Орленко Сергей Владимирович
Ответчики
ГУП "Севэлектроавтотранс" им. А.С. Круподерова
Другие
Куртаметов Артур Серверович
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее