Дело № 2-1109/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Ленск 25 ноября 2021 года
Ленский районный суд РС (Я) в составе
председательствующего судьи Аммосова Н.Г.,
при секретаре Мухиной А.Ю.,
с участием представителя истца адвоката Хежева З.С. по ордеру,
представителя ответчика по доверенности Лыппахова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саморцева А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Алмаздортранс» о взыскании задолженности по заработной плате,
у с т а н о в и л:
Саморцев А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «Алмаздортранс», указав о том, что на основании трудового договора от [ДАТА] он был принят на работу в ООО «Алмаздортранс» с [ДАТА] в качестве водителя автомобиля 5-разряда. 23.08.2021 года трудовой договор расторгнут по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. При трудоустройстве он представил справку о наличии процентной надбавки к заработной плате за работу в условиях крайнего Севера в размере 80 процентов. Однако после получения расчетного листа за март 2021 года увидел, что размер процентной надбавки составляет всего 20 процентов. На его обращение работодатель пояснил, что у него нет трудового стажа, позволяющего начислять 80 процентов.
Просит взыскать надбавку в размере 125797,11 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, направил своего представителя Хежева З.С., который поддержал исковые требования, ссылаясь на приведенные в иске доводы.
Представитель ответчика Лыппахов А.И. не признал исковые требования.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что истец Саморцев А.А. на основании трудового договора от [ДАТА] он был принят на работу в ООО «Алмаздортранс» с [ДАТА] в качестве водителя автомобиля 5-разряда. 23.08.2021 года трудовой договор расторгнут по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
При трудоустройстве он представил работодателю справку о наличии процентной надбавки к заработной плате за работу в условиях крайнего Севера в размере 80 процентов.
Как следует из материалов дела, истцу начислялась надбавка к заработной плате за работу в условиях крайнего Севера в размере 20 процентов до мая 2021 года, с мая 2021 года указанная надбавка выплачивалась в размере 30 процентов.
Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 317 ТК и ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Ранее действующая редакция статьи 11 вышеуказанного Закона предусматривала выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. (дата вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, с учетом изменений, внесенных вышеуказанным Федеральным законом, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи спорной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
При этом, с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
Истец родился и вырос в г. Ленске Республики Саха (Якутия), здесь окончил СОШ №1.
Как следует из трудовой книжки истца, он с [ДАТА] по [ДАТА] работал в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], с [ДАТА] по [ДАТА] работал в [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ].
Поскольку истец Саморцев А.А. родился и вырос в местности, относящейся к районам Крайнего Севера, прожил в указанной местности более 5 лет, при этом впервые трудоустроился в организацию, также расположенную в местности, относящейся к районам Крайнего Севера до изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ, то есть исполнил все требования ранее действовавшего законодательства, то он имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.
Наличие процентной надбавки в размере 80% подтверждается справками с предыдущих мест работы.
Таким образом, требование о взыскании невыплаченной надбавки в размере 80% является обоснованным,
Судом проверен и признан правильным расчет, представленный истцом, кроме того, указанный расчет также проверен бухгалтерией ответчика и также признан правильным.
Следовательно, подлежит взысканию процентная надбавка в размере 125797,11 рублей.
Что касается требований о компенсации морального вреда, учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав работников, суд считает возможным удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействиями работодателя, в том числе при нарушении его как неимущественных, так и имущественных прав.
По смыслу ст. 237 ТК РФ в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, т.е. не требует дополнительного доказывания.
Таким образом, учитывая характер причиненных истице страданий, характер и степень вины ответчика в нарушении прав истца, выразившееся в том, что истцу не выплачена процентная надбавка, и иные значимые для дела обстоятельства, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Саморцева А.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Алмаздортранс» в пользу Саморцева А.А. процентную надбавку в размере 125797, 11 (сто двадцать пять тысяч семьсот девяносто семь) рублей 11 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.Г. Аммосов
Решение составлено 25.11.2021 года