69RS0013-01-2020-000549-79
Дело № 33а - 2748 судья Благонадеждина Н.Л. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.,
судей Пержуковой Л.В. и Васильевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Алиевым М.Я.
с участием прокурора Обиход И.Д.
по докладу судьи Сергуненко П.А.
административное дело по апелляционному представлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области на решение Кимрского городского суда Тверской области от 26 июня 2020 года, которым постановлено:
«Административный иск Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кимрский» к Смирнову Алексею Юрьевичу об установлении административного надзора и административных ограничений, удовлетворить.
Установить в отношении Смирнова Алексея Юрьевича, <данные изъяты>, административный надзор сроком до 31 октября 2027 года и возложить на него следующие административные ограничения:
обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
запрещение пребывания в детских образовательных учреждениях (школах, детских садах), местах пребывания и отдыха детей (детские санатории и лагеря).
Указанный срок исчислять со дня вступления решения суда в законную силу».
Судебная коллегия
установила:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кимрский» (далее МО МВД России «Кимрский») обратился в Кимрский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к Смирнову А.Ю. об установлении административного надзора и административных ограничений.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приговором Кимрского городского суда Тверской области от 07 декабря 2017 года Смирнов А.Ю. осужден по ч. 4 ст. 135 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
01 ноября 2019 года Смирнов А.Ю. освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области по постановлению Бежецкого городского суда Тверской области от 18 октября 2019 года условно-досрочно на не отбытый срок наказания, составляющий 4 месяца 26 дней.
Смирнов А.Ю. состоит на профилактическом учете по месту своего жительства (пребывания) в МО МВД России «Кимрский», как лицо, подлежащее постановке под административный надзор в обязательном порядке.
Поскольку административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, просили установить Смирнову А.Ю. административный надзор сроком до погашения судимости, и установить административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, а именно с 22-00 до 06-00 часов следующего дня; запрета на пребывание в детских образовательных учреждениях (школах, детских садах), местах пребывания и отдыха детей (детские санатории и лагеря).
Административный ответчик Смирнов А.Ю. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Прокурор Маилков И.В. полагал заявленные требования об установлении Смирнову А.Ю. административного надзора и административных ограничений законными и обоснованными.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении Кимрского межрайонного прокурора Тверской области ставится вопрос об изменении решения суда. В целях соблюдения ст.ст. 4, 11, и 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения своды», просил суд в резолютивной части решения суда указать на обязательную явку в орган внутренних дел в дни установленные органом внутренних. Запрет пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, с учетом положений ст. 37 Конституции РФ, дополнить указанием «если это не связано с трудовой деятельностью». В целях соблюдения положений п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения своды», просил изложить абзац второй резолютивной части решения с указанием на исчисление срока административного надзора за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В суде апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. просил частично изменить резолютивную часть решения суда по доводам, изложенным в апелляционном представлении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч. 7 ст. 150, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав заключение прокурора Обиход И.Д., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административныйнадзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре» за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 названного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Кимрского городского суда Тверской области от 07 декабря 2017 года Смирнов А.Ю. осужден по ч. 4 ст. 135 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Бежецкого городского суда Тверской области от 18 октября 2019 года Смирнов А.Ю. с 01 ноября 2019 года освобожден условно-досрочно из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области на не отбытый срок наказания, составляющий 4 месяца 26 дней.
Из характеристики на осужденного Смирнова А.Ю. следует, что за время отбывания наказания Смирнов А.Ю. нарушений режима содержания не допускал; в общении с администрацией вежлив, тактичен. Мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, делал должные выводы. С 04 июля 2019 года состоял на облегченных условиях содержания. В целом характеризуется положительно.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ч. ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Смирнов А.Ю. является лицом, в отношении которого должны быть применены меры административного надзора и наложены административные ограничения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судимость Смирнова А.Ю. по указанному выше приговору погашается по истечении 10 лет после отбытия наказания (пункт «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления).
Вышеприведенные положения пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
С учетом изложенного, а также рассмотрения вопроса об установлении административного надзора по истечении срока условно-досрочного освобождения, абзац 2 резолютивной части решения суда подлежит изменению, путем изложения в следующей редакции: «Установить в отношении Смирнова Алексея Юрьевича, 01 января 1980 года рождения, административный надзор сроком на 10 (десять) лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и возложить на него следующие административные ограничения:».
При указанных обстоятельствах абзац 6 резолютивной части решения суда подлежит исключению.
При определении видов административных ограничений, судом первой инстанции учтены личность осужденного, характеризующий материал, представленный в отношении Смирнова А.Ю. за период отбывания наказания в местах лишения свободы, характер совершенного преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица. Перечень административных ограничений соответствуют перечню, указанному в ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, не является произвольным, установлен с учетом вышеприведенных обстоятельств.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Учитывая изложенное, установление в отношении Смирнова А.Ю. административного ограничения в виде запрета выезда с определенной территории является обязательным в силу закона.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, судебная коллегия полагает необходимым установить административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы Тверской области.
Установленные судом ограничения не носят произвольного характера, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора о предупреждении совершения Смирновым А.Ю. преступлений и иных правонарушений, оказании на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, семейных, трудовых прав апеллянта не нарушают.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), что согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо обязано являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В целях соблюдения положений статьи 11 Федерального закона № 64-ФЗ, абзац второй резолютивной части решения суда подлежит дополнению фразой «в дни, установленные органом внутренних дел».
Оценивая доводы апелляционного представления о возможности нарушения трудовых прав Смирнова А.Ю. установленным ограничением в виде запрета пребывания вне жилого помещения (места жительства) в определённое время суток, а именно, с 22-00 часов до 6-00 часов следующего дня, судебная коллегия в целях обеспечения реализации конституционного права поднадзорного лица на труд приходит к выводу о дополнении абзаца 4 резолютивной части решения суда фразой «если это не связано с трудовой деятельностью».
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
представление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Решение Кимрского городского суда Тверской области от 26 июня 2020 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Установить в отношении Смирнова Алексея Юрьевича, <данные изъяты>, административный надзор сроком на 10 (десять) лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и возложить на него следующие административные ограничения:».
Дополнить абзац 2 резолютивной части решения суда фразой «в дни, установленные органом внутренних дел».
Дополнить абзац 4 резолютивной части решения суда фразой «если это не связано с трудовой деятельностью».
Абзац 6 резолютивной части решения суда исключить.
Дополнить установленные в отношении Смирнова Алексея Юрьевича административные ограничения, в виде запрещения поднадзорному лицу выезда за пределы Тверской области.
В остальной части решение Кимрского городского суда Тверской области от 26 июня 2020 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи