Номер в суде первой инстанции 2а-3533/2020
Дело № 33а-3382/2020
Апелляционное определение
г. Тюмень | 27 июля 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В. |
при секретаре | Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Ланцевич М.В. на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 09 июня 2020 года, которым постановлено:
«Заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области удовлетворить.
Установить в отношении осужденного К.И.В., родившегося <.......> года в г.Ялуторовске Тюменской области, гражданина Российской Федерации, по избранному им после освобождения месту жительства по адресу: <.......>, административный надзор на 6 (шесть) лет.
Установить в отношении К.И.В. следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов;
- запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства – г.Тюмени без уведомления органа внутренних дел;
- 2 раза в месяц являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки К на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства.
Разъяснить К требования ч. 3 ст. 4, ст. ст. 6, 7 и 9 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым суд в течение срока административного надзора по заявлению органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные административные ограничения, а также продлить или прекратить административный надзора.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., заключение прокурора Козыревой М.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и полагавшей решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области» (далее по тексту - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, исправительное учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении К.И.В.., освобождаемого из мест лишения свободы. Требования мотивированы тем, что приговором Центрального районного суда г.Тюмени от 04 июля 2018 года К.И.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации (3 эпизода). Ему назначено наказание за каждое преступление в виде лишения свободы на срок 8 месяцев. На основании ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - УК РФ) по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Осужденный К.И.В. указывалось в иске, подлежит освобождению из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области по отбытии срока уголовного наказания 03 ноября 2020 года. Находится в ФКУ ИК-1 с 04 октября 2018 года, за период отбывания наказания имеет 13 взысканий, поощрений не имеет, характеризуется посредственно. Поскольку К.И.В. осуждён за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, административный истец просил установить в отношении него после освобождения из мест лишения свободы административный надзор сроком на 8 лет с ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за установленные судом пределы территории г.Тюмени; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области Холматов Р.А., действующий на основании доверенности № 35 от 15 января 2020 (л.д.19), в судебном заседании административное заявление поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие К.И.В..
В заключении участвующий в деле прокурор Ланцевич М.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен участвующий в деле прокурор Ланцевич М.В. В апелляционном представлении просит решение суда изменить в части установленного судом срока административного надзора, установив срок административного надзора 8 лет, указывая, что срок погашения совершённых К.И.В. преступлений составляет 8 лет, при этом Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не предусмотрено установление административного надзора на срок менее срока погашения судимости.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, К.И.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционного представления прокурора они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения апелляционного представления прокурора не заявлены, К.И.В. отбывающий наказание в местах лишения свободы, не ходатайствовал о рассмотрении дела с использованием систем видеоконференц-связи, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление прокурора в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту также — ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г.), в силу статьи 2 которого административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вывод суда первой инстанции о необходимости применения к возникшим правоотношениям указанного Федерального закона полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-0-0, согласно которой административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации).
Согласно части 1 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу ч.2 ст.3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи.
Как следует из материалов дела, приговором Центрального районного суда г.Тюмени от 04 июля 2018 года К.И.В. осужден за совершение преступлений (3 эпизода), предусмотренных п. «а» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ему назначено наказание за каждое преступление в виде лишения свободы на срок 8 месяцев. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. (л.д.4-5).
Данным приговором в действиях К.И.В. установлен опасный рецидив преступлений.
В соответствии со ст. 15 УК РФ совершенные К.И.В. преступления, предусмотренные п. «а» ч.2 ст.158 УК РФ, относятся к категории тяжких преступлений.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание приведённые выше положения ст.3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г., у суда имелись основания для удовлетворения заявления ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области и установления административного надзора в отношении К.И.В.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора о неправильном установлении судом срока административного надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Пунктом 2 ч.1 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в отношении лица, осуждённого за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Данной нормой не предусмотрено право суда устанавливать административный надзор на какой-либо иной срок.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда в указанной части подлежащим изменению.
Установленные К.И.В. административные ограничения не носят произвольного характера, соответствуют закону и тяжести совершенного им преступления, определены с учетом его личности, поведения и других заслуживающих внимания обстоятельств. Указанные ограничения являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Выводы суда относительно установленных административному ответчику административных ограничений полностью согласуются с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с чем оснований не согласиться с выводами суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в части срока административного надзора не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для дела, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 09 июня 2020 года в части срока установленного в отношении К.И.В. административного надзора изменить.
Установить в отношении К.И.В. административный надзор на 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: