Номер
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Табола К.В.,
При секретаре Скворцовой В.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «ЖЭУ-2» к Абрахимовой Л. П. о признании решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Искитимский районный суд с иском к ответчику, в котором просит признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <Адрес>, оформленное протоколом очередного общего собрания собственников помещений от Дата., в части установления размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества в 2021г. в сумме без учета мнения управляющей организации.
В обоснование иска указано, что истец осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от Дата. Номер. Одним из мест фактического осуществления деятельности является многоквартирный <Адрес> по адресу: <Адрес>, микрорайон Индустриальный, в соответствии с Договором управления от Датаг.
По инициативе собственника помещения Абрахимовой Л. П. было проведено общее собрание собственников МКД, решения которого оформлены протоколом от Дата<Адрес> общего собрания поступил в Управляющую организацию от Ответчика Дата. с приложениями, что подтверждается сопроводительным письмом от Дата
Общим собранием принято решение утвердить размер ежемесячной платы на содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений МКД Номер с Дата. в сумме 11.20 руб. за квадратный метр, в состав которой входят расходы на оплату коммунального ресурса на содержание общего имущества, оплата которого предусмотрена отдельной строкой в платежном документе. Таким образом, после исключения из состава платы стоимости коммунального ресурса на СОИ, размер платы составит 10,39 руб/кв.м. Согласно предложению Управляющей организации экономически обоснованный размер платы за содержание и текущий ремонт в Дата году равен 25,54 руб. за квадратный метр в месяц (без учета стоимости коммунального ресурса).
Письмом от Дата. Номер Истец сообщил Ответчику о своем отказе внести изменение в Договор, в части установления нового размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества.
Оспариваемым решением собрания нарушены права и законные интересы Истца, поскольку решение собрания возлагает на него обязательства, без предоставления адекватного финансирования. Утвержденный общим собранием размер платы за содержание и ремонт не позволяют обеспечить выполнение минимального перечня работ и услуг по управлению многоквартирным домом.
Представители истца в судебное заседание явились, поддержали исковые требования.
Ответчик в судебное заседание явилась, иск не признала, пояснив, что список работ уменьшен, стоимость работ указана с учетом потребностей в обслуживании дома и стоимости, установленной администрацией <Адрес>.
Представитель третьего лица – Администрации <Адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. Предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД утвержден постановлением Правительства РФ от Дата Номер. Тарифы на содержание, ремонт и пользование жилым помещением разработаны управляющей организацией ООО «ЖЭУ-2» для МКД <Адрес> в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ от Дата Номер «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее Постановление 491), от 03.04.2013г. Номер «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения ненадлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Постановление 290). Размер платы на содержание и текущий ремонт жилого помещения на Дата год произведен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с «Нормативами трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов», утвержденными методическими рекомендациями, разработанными Центром муниципальной экономики и права в Дата году. Таким образом, тарифы, разработанные ООО «ЖЭУ-2» являются технически обоснованными.
Если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4 ст. 158 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения на Дата год утвержден постановлением администрации Номер от Дата и составляет по МКД типа дома мкр. Индустриальный 27,-22,33 руб/м2.
Тариф на содержание жилья, предлагаемый собственниками <Адрес> составлен без какого либо обоснования, перечень предлагаемых к включению в тариф работ не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от Дата Номер, размер предлагаемой платы гораздо ниже размера, утвержденного администрацией города.
Считает, что предлагаемый собственниками помещений МКД <Адрес> не позволит управляющей организации ООО «ЖЭУ-2» обеспечить надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Третьи лица – ГЖИ, собственники жилых помещений в МК жилом <Адрес>-она Индустриальный <Адрес>, извещены надлежащим образом, не явились. О причинах неявки суду не сообщили.
Суд пришел к выводу о рассмотрении дела в порядке ст.167 ГПК РФ, без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ООО «ЖЭУ-2» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от Дата. Номер.
В том числе ООО «ЖЭУ-2» осуществляет деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: <Адрес>, микрорайон <Адрес> в соответствии с Договором управления от Датаг.
По инициативе собственника помещения Абрахимовой Л. П. было проведено общее собрание собственников МКД.
Решения данного собрания оформлены протоколом от Датаг.
Общим собранием принято решение утвердить размер ежемесячной платы на содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений МКД Номер с Дата. в сумме 11.20 руб. за квадратный метр, в состав которой входят расходы на оплату коммунального ресурса на содержание общего имущества, оплата которого предусмотрена отдельной строкой в платежном документе. Таким образом, после исключения из состава платы стоимости коммунального ресурса на СОИ, размер платы составит 10,39 руб/кв.м.
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Частями 1, 3 ст. 48 ЖК РФ предусмотрено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от Дата N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирована статьей 154 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от Дата N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с Дата в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Администрации <Адрес> НСО Номер от Дата на Дата год установлен размер за содержание жилого помещения для многоквартирных домов в размере 20,97 рублей за кв.м.
Соответственно, процедура изменения спорной платы регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью обеспечение гарантий прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией Жилищным кодексом Российской Федерации и иными подзаконными актами не предусмотрено каких-либо изъятий по одностороннему и самостоятельному изменению собственниками спорной платы и составляющих ее статей.
Проверив обстоятельства, на которых основан иск, проанализировав содержание заключенного сторонами договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представленные суду квитанции, выставляемые истцом собственникам МКД на Дата год, сравнив структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения для названного МКД, суд установил, что при утверждении размера платы по содержанию и текущему ремонту жилья на Дата год в размере 11,2 рублей за 1 кв. м жилой площади, не учтено мнение управляющей компании об увеличении размера платы на организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Из пояснений ответчика следует, что уменьшение тарифа связано отсутствием необходимости в некоторых видах работ, а также завышенной стоимости работ.
Таким образом, уменьшение тарифа в данном случае используется собственниками как переоценка стоимости работ по своему усмотрению. Такие действия нельзя признать соответствующими закону. Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, не оказанию услуг, предусмотренных договором управления. Законодательством предусмотрены иные способы воздействия на управляющую компанию, оказывающую услуги ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от Дата N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Данные Правила устанавливают возможность перерасчета на основании составленных актов об оказании услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, законодательно установлены способы защиты прав собственников помещений в случае нарушения управляющей компании обязанностей предусмотренных договором управления. При этом установление экономически необоснованного тарифа по оплате услуг управляющей компании заведомо приводит к невозможности качественного и своевременного оказания таких услуг. Собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности воспользоваться одним из установленных способов защиты права.
Согласно Постановлению Правительства РФ от Дата N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10).
Постановлением Правительства РФ от Дата N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В указанный перечень, в том числе, входят работы и услуги по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и обеспечению требований пожарной безопасности. Отказ управляющей компании от оказания таких услуг и выполнения работ невозможен. Следовательно, собственники помещений обязаны предусмотреть оплату таких услуг и работ.
Указание ответчика на то, что собственники в оказании настоящих услуг не нуждаются, и ими не пользуются, не могут быть приняты во внимание.
Установленный собственниками МКД размер платы с управляющей компанией не согласован, на каком-либо расчете не основан, его экономическая целесообразность не подтверждена, доказательств соответствия принятой суммы требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что необходимо признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от Дата в части установления размера платы по содержанию и текущему ремонту общего имущества на Дата год в размере 11,20 рублей за 1 кв. м жилой площади.
При подачи иска истцом оплачена государственная пошлина в размер 6000 рублей.
С учетом удовлетворения исковых требований истца, а также положения ст.98, 100, 103 ГПК РР суд решил взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ООО «ЖЭУ-2» к Абрахимовой Л. П. о признании решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома недействительным.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <Адрес> мкр. Индустриальный, в <Адрес>, оформленное протоколом очередного общего собрания собственников помещений от Дата., в части установления размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес> на период с Дата по Дата в размере 11 рублей 20 копеек за 1 квадратный метр.
Взыскать с Абрахимовой Л. П. в пользу ООО «ЖЭУ-2» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательно форме изготовлено Дата.
Председательствующий: К.В.Табола
Подлинник судебного акта находится в материалах гражданского дела Номер