Судья Аганина Я. В. дело № 12-67/2018
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 26 марта 2018 года жалобу защитника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска Удмуртской Республики Бортосевичус А. Л. на решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 января 2018 года,
установил:
постановлением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 января 2018 года юридическое лицо - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска (далее по тексту – Управление ЖКХ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики защитник Управления ЖКХ просит его отменить постановление, мотивируя тем, что Управление непосредственно не осуществляет содержание улично-дорожной сети, а организует хозяйственную деятельность. В рамках исполнения своих функций Управление заключило Муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию территории г. Воткинска. Кроме того, в связи с недостаточным финансированием Управление обращалось к главному распорядителю бюджетных средств о недостаточном финансировании.
Проверив материалы дела, доводы жалобы представителя, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2017 года в 09 часов оо минут отделом ГИБДД ГУ МО МВД России «Воткинский» проведено обследование эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а также эксплуатационного состояния пешеходных переходов г. Воткинска. В ходе обследования выявлено, что Управление ЖКХ не выполнило требования по содержанию автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно:
на пересечении улиц освобождение и Полевая г. Воткинска на проезжей части дороги имеется снежный накат в виде уплотненного слоя снега, не обработанного противогололедными материалами;
на мосту через реку «Вотка» расположенном между улиц Локомотивная и Цеховая на проезжей части дороги имеется снежный накат в виде уплотненного слоя снега образующий колейность, замеры колейности производились в четырех местах, глубина колейности составила от 0,6 до 10 см.;
на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном у дома 15 улицы Красноармейская г. Воткинска с правой стороны по ходу движения транспортных средств наличие снежных валов ближе 5 моторов от зоны пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2). Аналогичные нарушения пешеходных переходов выявлены: нерегулируемый пешеходный переход на улице Чайковского в районе дома 1а улицы Гагарина г. Воткинска; нерегулируемый пешеходный переход у дома 23 улицы Кирова г. Воткинска, расположенного у общеобразовательного учреждения МУБ СОШ №17; нерегулируемый пешеходный переход у дома 41 улицы Кирова г. Воткинска;
на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на пересечении улиц Красноармейская и Толстого г. Воткинска, с правой стороны по ходу движения транспортных средств от улицы Гагарина отсутствует подход к пешеходному переходу, не очищен створ пешеходного перехода, наличие снежных валов ближе 5 моторов от зоны пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2);
на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном у дома 43 улицы 1-е Мая г. Воткинска не очищен створ пешеходного перехода, от снежных масс с правой стороны по ходу движения транспортных средств, при движении от улицы Орджоникидзе, наличие снежных валов ближе 5 моторов от зону переходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1.(2).
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения; фототаблицей, оцененными судьей в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с частью 4 статьи 6 consultantplus://offline/ref=87FE98958A924884E69EA87B8E07C31507ABCB62E5B88C255D2B5BEE6C12D77CE841AA846526F387u0O1K Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 1, 3 Положения «Об органе Администрации города Воткинска с правами юридического лица «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска» к вопросам местного значения города Воткинска относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу пункта 6 статьи 13 вышеуказанного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 13 consultantplus://offline/ref=87FE98958A924884E69EA87B8E07C31507A1CA62E0B98C255D2B5BEE6C12D77CE841AA846526F68Du0O2K Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам п. 3, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения на 1000 кв. м покрытия дороги группы В не более 2,5 кв. м. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см ширине - 60 см и глубине - 5 см; формирование снежных валов не допускается: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м. от пешеходного перехода; ближе 20 м. от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.
Согласно подпункта «а» пункта 4 статьи 13 Положения «Об органе Администрации города Воткинска с правами юридического лица Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации «города Воткинска» - данное лицо обеспечивает содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что Управление ЖКХ, являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Утверждения защитника о недостаточном финансировании не являются обстоятельством, исключающим возможность применения к Управлению ЖКХ мер административной ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Довод жалобы о том, что Управление ЖКХ не является субъектом вмененного административного правонарушения, не состоятелен.
Управление ЖКХ обязано выполнять функции по осуществлению контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией обязательств по заключенному муниципальному контракту; применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также муниципальным контрактом к подрядной организации, допустившей ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту; организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения в границах города Воткинска установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Заключение муниципального контракта Управление ЖКХ от обязанности по содержанию дорог, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности, не освобождает.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 января 2918 года, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска Удмуртской Республики Бортосевичус А. - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина