ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-384/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Саратов 28 февраля 2020 год
Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Шукшина А.Ю. – ФИО6 на вступившее в законную силу решение судьи Московского областного суда от
22 октября 2019 года, вынесенное по жалобе начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД по городскому округу Орехово-Зуево Московской области на решение судьи Орехово-Зуевского городского округа Московской области от
3 сентября 2019 года об отмене постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администратора гостиницы <данные изъяты> Шукшина А.Ю.,
установила:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» Московской области № от 30 января 2019 года администратор гостиницы общества с ограниченной ответственностью «Усадьба» Шукшин А.Ю. (далее - администратор гостиницы Шукшин А.Ю.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области от
3 июня 2019 года постановление начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» № от 30 января 2019 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Московского областного суда от 22 октября 2019 года жалоба начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» Московской области на решение судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года об отмене его постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администратора гостиницы Шукшина А.Ю. удовлетворена, решение судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шукшина А.Ю. – ФИО6 просит решение судьи Московского областного суда от 22 октября 2019 года отменить, приводя доводы о его незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администратора гостиницы Шукшина А.Ю. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из системного анализа положений Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон о миграционном учете) и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона о миграционном учете учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. При этом в силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона о миграционном учете стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона о миграционном учете при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Согласно пункту 44 постановления Правительства Российской Федерации от
15 января 2007 № 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9) по прибытии иностранного гражданина в организацию (учреждение), указанную в части 10 статьи 22 Федерального закона (за исключением учреждения, исполняющего уголовное наказание), администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения администратора гостиницы Шукшина А.Ю. к административной ответственности послужили результаты выездной внеплановой проверки, проведенной сотрудниками МУ МВД России «Орехово-Зуево» Московской области 24 января 2019 года в 7 часов 20 минут по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что администратор гостиницы Шукшин А.Ю., являясь должностным лицом не исполнил обязанности в связи с осуществлением миграционного учета гражданина Республики Кыргызстан ФИО5, который с
21 января 2019 года по 24 января 2019 года проживал по вышеуказанному адресу в комнате №.
30 января 2019 года по факту невыполнения обязанности по уведомлению органа исполнительной власти по вопросам миграции о прибытии иностранного гражданина в отношении администратора гостиницы Шукшина А.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении №.
30 января 2019 года начальником отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» Московской области вынесено постановление
№, которым администратор гостиницы Шукшин А.Ю. признан виновным и привлечен к ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Данным постановлением должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано администратором гостиницы Шукшиным А.Ю. в Орехово-Зуевский городской суд Московской области.
Отменяя постановление начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» Московской области № от
30 января 2019 года судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области усмотрела, что администратор гостиницы Шукшин А.Ю. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и не может нести административную ответственность как должностное лицо за неисполнение
ООО «Усадьба» обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаки уголовно наказуемого деяния.
Не согласившись с решением судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года, начальник отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Орехово-Зуевское» Московской области обжаловал его в Московский областной суд.
Судья Московского областного суда отменил состоявшийся по делу судебный акт и пришел к правильному выводу об ошибочном применении судьей Орехово-Зуевского городского суда Московской области статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений должностной инструкции администратора гостиницы <данные изъяты> от
1 декабря 2018 года, согласно которой администратор гостиницы ведет учет вновь прибывших в гостиницу иностранных граждан и лиц без гражданства и в установленные законом сроки подает уведомления о прибытии таковых в органы, ведающие вопросами миграции.
Вопреки доводам жалобы, оснований для несогласия с выводами, изложенными в решении судьи Московского областного суда от
22 октября 2019 года, не имеется.
Статьей 2.4 названного Кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства для правильного рассмотрения жалобы.
Довод жалобы о том, что администратор гостиницы Шукшин А.Ю. не подлежит административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не обладает организационно-распорядительными полномочиями, является несостоятельным.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы должностного лица судьей Московского областного суда не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Московского областного суда от 22 октября 2019 года, оставить без изменения, а жалобу защитника Шукшина А.Ю. – ФИО6 - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева