Дело № 2а-1460/2020
УИД 76RS0014-01-2020-000849-18
Изготовлено 26 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль |
16 июля 2020 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Козловой Светланы Юрьевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность,
у с т а н о в и л:
Козлова С.Ю. обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля, в котором просила признать незаконным и отменить приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ярославля № от 26 декабря 2019 года об отказе в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов площадью 1187 кв.м. по <адрес> для эксплуатации административного здания; также просила обязать комитет по управлению муниципальным имуществом города Ярославля устранить нарушения прав и законных интересов Козловой С.Ю. путем принятия решения о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов площадью 1187 кв.м. по <адрес> для эксплуатации административного здания и направить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В обоснование заявленных административных исковых требований указала, что Козлова С.Ю. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 7 апреля 2015 года приобрела у Никулиной Н.Б. 1/2 доли в праве на следующее недвижимое имущество: 1. нежилые помещения площадью 329, 2 кв.м (2 этаж, помещения №; кадастровый номер №); 2. нежилые помещения площадью 248,8 кв.м. (цокольный этаж, помещения №; кадастровый номер № 3. нежилое помещение площадью 9,8 кв.м. (цокольный этаж, помещение №; кадастровый номер №). Все помещения расположены в административном здании по адресу: <адрес>. Право собственности было зарегистрировано в установленном законном порядке. Тем самым, в отношении всех вышеуказанных нежилых помещений у Козловой С.Ю. с Никулиной Н.Б. сложились правоотношения по общей долевой собственности в объекте недвижимости. Иные нежилые помещения в здании принадлежат иным собственникам, в частности ООО «Ремсервис». На основании соглашения № к договору № аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 16 марта 2017 года, земельный участок, находящийся в собственности города Ярославля общей площадью 1187 кв.м. (земли населенных пунктов с кадастровым номером №), расположенного по адресу: <адрес>, был предоставлен Козловой С.Ю. в аренду; вид разрешенного использования - административное здание (п. 1.1 договора аренды). Согласно п. 6.2 договора, срок аренды был установлен с 24.10.2016 года и до 23.10.2065 года. Фактически, земельный участок в аренду был предоставлен в целях необходимости обслуживания и эксплуатации административного здания, где у Козловой С.Ю. в собственности имеются нежилые помещения. Договор аренды был зарегистрирован в установленном законном порядке. В вышеуказанных правоотношениях Козлова СЮ. выступала как физическое лицо, статуса индивидуального предпринимателя не имеет. 11 декабря 2019 года Козлова С.Ю. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ярославля с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка (в соответствии с ее долей в праве собственности) в собственность за плату: основание - п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ; цель использования земельного участка - для обслуживания административного здания. Аналогичное заявление было подано и другим участником общей долевой собственности - Никулиной Н.Б. На основании приказа председателя КУМИ мэрии г. Ярославля № от 26 декабря 2019 года в предоставлении вышеуказанного земельного участка в общую долевую собственность за плату было отказано на основании п.п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Данное решение (приказ) административный истец считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Указала, что законодательства РФ устанавливает исчерпывающие перечни случаев, которые являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность лицу, если на данном земельном участке имеется недвижимое имущество, принадлежащее данному лицу (заявителю) на праве собственности. В данном случае основания, перечисленные в ст.27 ЗК РФ, ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отсутствуют. Ни одного из имеющихся оснований для отказа в приватизации (приобретении права собственности), в данном случае, не имеется. Из оспариваемого приказа прямо следует, что такой отказ основан на том, что собственником помещений в здании, наряду с иными лицами является город Ярославль, и что приватизация земельного участка с участием публичного образования будет противоречить действующему законодательству; кроме того, имеется ссылка на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 года № 3333/12. Однако, подобное основание для отказа в законе отсутствует. Ссылка на вышеуказанное Постановление ВАС также не обоснована, т.к. 1) данный судебный акт рассмотрен по конкретному делу и по конкретным фактическим обстоятельствам; 2) никакого прецедентного значения не имеет. Кроме того, в силу абз. 2 п. 4 ст. 28 Федерального Закона № 178-ФЗ предусмотрена возможность приобретения в общую долевую собственность земельного участка после приватизации всех частей здания, расположенного на этом земельном участке. Кроме того, одним из сособственников ряда нежилых помещений в здании является ЗАО «Ремсервис». Исходя из сведений (установленных фактов), содержащихся в решении арбитражного суда Ярославской области от 16 апреля 2012 года по делу № А82-15790/2011 (вступило в законную силу) следует, что в 2007 году в отношении указанного административного здания было зарегистрировано право собственности города Ярославль; впоследствии (в 2007 году также) на указанное здание было зарегистрировано право хозяйственного ведения за МУП "Брагино"; в последующем (2009 и 2010 года) за МУП "Брагино" ряд нежилых помещений были закреплены на праве хозяйственного ведения, а на часть нежилых помещений в здании было зарегистрировано право муниципальной собственности города Ярославль, которые впоследствии были переданы МУП "Брагино" на праве хозяйственного ведения; право хозяйственного ведения было зарегистрировано. Эти фактические обстоятельства, однако, никак не стали препятствием для ООО «Ремсервис» для приобретения части земельного участка в собственность. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 2 марта 2012 года за ЗАО «Ремсервис» было зарегистрировано право общей долевой собственности с долей 35/100 на земельный участок для эксплуатации административного здания, общей площадью 1187 кв.м., адрес объекта: <адрес> (основание договор купли-продажи от 29.11.2011 года). Иными словами, при передаче ЗАО "Ремсервис" в собственность части указанного земельного участка (35/100) никаких препятствий не возникло, а в отношении заявления Козловой С.Ю. о предоставлении ей в собственность части испрашиваемого земельного участка, был получен отказ по вышеуказанным причинам. При этом, на момент передачи ЗАО «Ремсервис» в собственность указанной части земельного участка, в административном здании также было зарегистрировано право собственности города Ярославль.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, ЗАО «Ремсервис», Никулина Н.Б., Управление Росреестра по ЯО.
Административный истец Козлова С.Ю., извещенная о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю Коляда О.И.
Представитель административного истца Козловой С.Ю. по доверенности Коляда О.И., извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики КУМИ мэрии г. Ярославля, мэрия г. Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск.
Заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на административный иск, поддержали позицию КУМИ мэрии г. Ярославля, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Козлова С.Ю. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 7 апреля 2015 года, заключенного с Никулиной Н.Б., является собственником 1/2 доли в праве на следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>:
1. нежилые помещения площадью 329, 2 кв.м (2 этаж, помещения №№; кадастровый №);
2. нежилые помещения площадью 248,8 кв.м. (цокольный этаж, помещения №№; кадастровый №);
3. нежилое помещение площадью 9,8 кв.м. (цокольный этаж, помещение №; кадастровый №).
09.12.2019 года Козлова С.Ю. обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату для обслуживания административного здания. (л.д. 20).
Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ярославля № от 26 декабря 2019 года Козловой Е.Ю. отказано в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов площадью 1187 кв.м. по <адрес> для эксплуатации административного здания на основании подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 19.12.2019 года собственником помещений в здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, наряду с иными лбами является город Ярославль. Приватизация земельного участка с участием публичного собственника будет противоречить действующему законодательству (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.09.2012 голд№3333/12).
Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка расположено нежилое административное здание с кадастровым номером № площадью 981,1 кв.м. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 18.12.2019 года площадь зарегистрированных в здании помещений не совпадает с общей площадью здания. В связи с имеющимися разночтениями невозможно определить количество правообладателей здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и рассчитать доли на земельный участок, приходящиеся на всех собственников.
В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Козлова С.Ю. с административным иском об оспаривании приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ярославля № от 26 декабря 2019 года обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля в установленный законом срок.
В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как видно из оспариваемого приказа КУМИ мэрии г.Ярославля, одним из оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка в общую долевую собственность за плату указано на то, что предоставление указанного земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Из письменных материалов дела установлено, что в здании по адресу: <адрес>, имеются нежилые помещения, собственником которых является город Ярославль.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
В рассматриваемом деле здание по <адрес> полностью не передано в частную собственность, в нем находятся помещения, относящиеся к муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку муниципальное образование сохраняет за собой право собственности на помещения, расположенные в здании, при принятии оспариваемого приказа КУМИ мэрии города Ярославля пришел к обоснованному выводу о невозможности заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка.
Земельный участок под принадлежащими административному истцу нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, площадью 1 187 кв. м (земли населенных пунктов с кадастровым номером №), находящийся в муниципальной собственности, предоставлен административному истцу в аренду на основании договора № аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.03.2017 года. Срок аренды участка установлен в п. 6.2 договора аренды до 23.01.2065 года.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ КУМИ мэрии города Ярославля, которым отказано административному истцу в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату, соответствует требованиям закона, права и законные интересы Козловой С.Ю. не нарушает. Соответственно, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Козловой Светлане Юрьевне в удовлетворении административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Логвинова