Решение по делу № 2-892/2024 от 03.10.2024

УИД: 89RS0006-01-2024-001216-50

Дело № 2-892/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Муравленко                                                                                        21 ноября 2024 года

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:председательствующего судьи Петрова А.А., при секретаре судебного заседания Иванович У.В.,

с участием представителя истца адвоката Елисеевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ганчева Анатолия Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ

Ганчев А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указано, что истец 06 января 2024 года обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика отказано в назначении Ганчеву А.А. страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в учреждениях здравоохранения. При этом в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включен период работы Ганчева А.А. с 01 июля 1994 года по 14 января 1998 года в качестве фельдшера скорой медицинской помощи. Трудовая деятельность в указанный период осуществлялась на территории Запорожской области Украины, которая в настоящее время входит в состав Российской Федерации. Названный период не включен в стаж работы со ссылкой на Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», с чем истец не согласен, указывает на отсутствие ретроспективного действия данного федерального закона.

Истец просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в установлении пенсии, зачесть период работы с 01 июля 1994 года по 14 января 1998 года (3 года 6 месяцев 13 дней) в качестве фельдшера скорой медицинской помощи в трудовой стаж, обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу назначить страховую пенсию по старости.

Истец Ганчев А.А. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя.

Представитель истца адвокат Елисеева М.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что при подсчете специального (медицинского) стажа Ганчева А.А. не был учтен период работы с 01 июля 1994 года по 14 января 1998 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи в Андреевской ЦРБ Украины ввиду прекращения действия для Российской Федерации 31 декабря 2022 года Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Стаж работы, приобретенный на территории бывших союзных республик после 01 января 1991 года, не учитывается в льготный и страховой стаж в связи с денонсацией Российской Федерацией Соглашения СНГ. С ноября 1998 года истец проживает и работает в Российской Федерации. Медицинский стаж Ганчева А.А. по состоянию на 31 декабря 2023 года составил 25 лет 1 месяц 15 дней при необходимых 30 годах. Указывая на законность оспариваемого решения, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 81-84).

Дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

На основании ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2).

На основании ч. 1 ст. 14 Закон о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч. 4 ст. 14 Закон о страховых пенсиях, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановление Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 января 2024 года Ганчев А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (л.д. 40-42).

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 02 мая 2024 года Ганчеву А.А. отказано в установлении пенсии (л.д. 33-34).

При принятии вышеуказанного решения ответчик исходил из того, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, на 31 декабря 2023 года с учетом льготного исчисления (работа с пациентами с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 засчитывается как «день за два») составил 25 лет 01 месяц 15 дней (при необходимых 30 годах).

При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включен период работы с 01 июля 1994 года по 14 января 1998 года в качестве фельдшера скорой медицинской помощи. Трудовая деятельность в указанный период осуществлялась за пределами Российской Федерации, на территории Запорожской области Украины. В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года прекратило свое действие на территории Российской Федерации 31 декабря 2022 года. Таким образом, стаж работы, приобретенный на территории Украины после 01 января 1991 года, не учитывается в страховой и льготный стаж.

13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение).

Согласно ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ч. 2 ст. 6 Соглашения).

Государства-участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).

В силу ч. 1 ст. 13 Соглашения каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ Российской Федерацией денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, названный федеральный закон вступил в силу 30 июня 2022 года.

С 1 января 2023 года прекращено действие Соглашения от 13 марта 1992 года в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.

Таким образом, до 1 января 2023 года порядок и условия назначения пенсий гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств и членам их семей в области пенсионного обеспечения определялся Соглашением от 13 марта 1992 года. Указанное соглашение основывалось на принципе территориальности, то есть пенсионное обеспечение осуществлялось по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

В силу ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.

Как следует из ч. 2 ст. 13 Соглашения пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Следовательно, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.

Вопреки доводам искового заявления, условия Соглашения продолжают действие только в отношении тех пенсий, которые уже назначены до 01 января 2023 года, однако не применяются в случае, если обращение за назначением пенсии последовало после 01 января 2023 года.

Таким образом, учитывая момент обращения истца в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу – 06 января 2024 года, Соглашение от 13 марта 1992 года не применяется к спорным правоотношениям.

При этом неприменение Соглашения не является дискриминацией, поскольку порядок назначения пенсии определяется законодательством, действующим на момент обращения за назначением пенсии, а не в период осуществления трудовой деятельности.

При таких обстоятельствах действия пенсионного органа по исключению из страхового стажа Ганчева А.А. периода его работы на территории Запорожской области Украины, при условии отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, законны и обоснованы.

Учитывая, что специальный (медицинский) стаж работы истца на 31 декабря 2023 года с учетом льготного исчисления составил 25 лет 01 месяц 15 дней, при требуемых 30 годах, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях у Ганчева А.А. не возникло.

Федеральный закон от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в силу ч. 1 ст. 1 устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Учитывая период осуществления истцом трудовой деятельности на территории Российской Федерации (л.д. 68-70), сведения о дате регистрации Ганчева А.А. по месту жительства на территории Российской Федерации – 06 ноября 2015 года (л.д. 12), положения Федеральный закон от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из требований, предъявляемых к решению суда, о законности и обоснованности (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

На момент рассмотрения настоящего дела международные акты, национальное законодательство Российской Федерации не предусматривают включение в стаж работы периодов работы на территории Украины с 1 января 1991 года за исключением лиц, на которых распространяются положения Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Таким образом, исковые требования о включении периода работы с 01 июля 1994 года по 14 января 1998 года в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд находит не подлежащими удовлетворению, как и требования о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости, поскольку они находятся в причинно-следственной связи.

Кроме того, касательно требования о назначении страховой пенсии по старости суд считает необходимым обратить внимание на следующие положения закона.

На основании ч. 1.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Как следует из приложения 7 к Закону о страховых пенсиях, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2023 и последующие годы срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Ганчева Анатолия Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 28 ноября 2024 года.

Председательствующий                        /подпись/                                                     А.А. Петров

2-892/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ганчев Анатолий Анатольевич
Ответчики
Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому АО
Другие
Елисеева Марина Гаджиевна
Суд
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Петров Александр Александрович
Дело на странице суда
muravlenkovsky.ynao.sudrf.ru
03.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2024Передача материалов судье
10.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2024Подготовка дела (собеседование)
25.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее