РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Аксютиной Н.М.,
при секретаре Роот Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Останиной Елены Германовны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края», Министерству обороны Российской Федерации, Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ»), Федеральному казенному учреждению «22 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем погибшего военнослужащего, признании права на получение выплат,
Установил
Истец Останина Е.Г. (Далее - Истец) обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что она проживала совместно с мужем — ОБА по адресу: <адрес> до 1994 года. В доме по соседству, по адресу: <адрес> проживала семья — К Г.Н. (с 1989 года - Ерлина) с двумя детьми — КИВ, 1984 г.р. и КДВ,1982 г.р.
Данная семья была неблагополучной. В семье была нарушена структура отношений членов семьи, воспитания, нормы принципов и морали, имели место факты
морального и физического насилия, алкогольной зависимости, фактов криминала.
Истец с супругом воспитывались в детском доме, поэтому понимают насколько важна для детей здоровая, теплая обстановка в семье. Дети — И и Д с малолетнего возраста часто приходили домой к Истцу в гости. Семья Истца их кормили, проводили с ними время. В последующем, они очень часто оставались у них с ночевкой. КИВ пошел в школу (1991 год) дети фактически жили у Останиных. Они их кормили, одевали, занимались воспитанием.
В 1994 году Останина Е.Г. с семьей переехали на <адрес>, что по соседству от квартиры, где проживала мама детей и ее родители. Обстановка в семье была сложная. Мать детей и ее родители вели асоциальный образ жизни. К тому времени оба ребенка постоянно проживали у Останиных. Они занимались их воспитанием, содержали их, ходили на собрания в школу (Школа № <адрес>), водили их на секции и т. д.
В школе все учителя знали, что дети фактически проживают в семье Истца. Педагоги решали вопросы по поводу процесса обучения детей, исключительно с семьей Останиных. Мать — ЕГН участия в воспитании и содержании своих детей не принимала.
Фактическими воспитателями признаются лица, добровольно осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей. Под фактическим воспитанием понимается воспитание и содержание чужих детей лицами, на которых по закону такая обязанность не возлагалась. Фактическим воспитателем может быть постороннее ребенку лицо, так и кровный родственник независимо от степени родства, кроме кровного родителя или усыновителя, признания лица фактическим воспитателем необходимо, чтобы данное лицо осуществляло воспитание, так и содержание несовершеннолетнего воспитанника и чтобы эти действия носили не эпизодический, а постоянный характер. Причины, по которым лицо добровольно осуществляло воспитание и содержание ребенка, не имеют правового значения.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 50 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» разъясняет, что под фактическими воспитателями следует понимать как родственника ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка. Под воспитанием следует понимать устойчивое и надлежащее воспитательное взаимодействие обычно близкое к тому, которое существует между родителями и детьми, проявление заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
В семье Останиных есть еще двое своих детей — Останина Ю,Б., 1994 года рождения, ОАБ, 1995 года рождения, а так же Заявитель оформил опекунство над ЛРР, 1997 года рождения и ЧМА, 1994 года рождения
С 2001 года Истец с семьей, переехали на постоянное место жительство в <адрес>. К И.В. постоянно проживал с ними по данному адресу.
В августе 2018 года старший брат И - Куренков Д.В. умер в местах лишения свободы. Мать К И.В. — ЕГН умерла ДД.ММ.ГГГГ. Бабушка — К Р.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, дедушка — К Н.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ. Больше родных родственников у К И.В. нет.
С ДД.ММ.ГГГГ К И.В. отбывал срок наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> по адресу: 658209, <адрес>, где он заключил контракт для прохождения службы в ходе военной операции на территории Украины.
ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины, К И.В. погиб.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии частью 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Как указано в ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членом семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П). В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также единовременные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 2014 года «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В материальном праве понятие фактического воспитателя не сформулировано, также отсутствуют нормы, регулирующие данный правовой статус. Однако Пленум Верховного Суда РФ в п. 50 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», разъясняет, что под фактическими воспитателями следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
При этом как указывалось выше действия по воспитанию и содержанию должны быть совершены указанными лицами в течение не менее 5 лет до достижения военнослужащего совершеннолетия.
На основании изложенного, истец Останина Е.Г. просит суд:
1. Признать Истца – Останину Е.Г. фактическим воспитателем К И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, погибшего в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.
2. Признать право Истца – Останиной Е.Г. на получение единовременной выплаты, и всех причитающих выплат в связи смертью военнослужащего.
В судебном заседании истец Останна Е.Г. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что проживали с семьей К (ЕГН) по соседству, с 8 лет она фактически занималась воспитанием К И.В. и его брата КДВ, родной матери они не были нужны. В 2001 году они уехали в <адрес>, К и КДВ также проживали в <адрес> Яр. КИВ И.Д. отбывал наказание, он позвонил ей и сказал, что заключил контракт и уходит на СВО. О том, что К И.В. погиб, сообщили ей, она же и хоронила К И.В. Других родственников у К И.В. нет, так как мать и брат КДВ умерли, отца они никогда не знали.
Представитель истца Тресков А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что истцом представлены доказательства фактического воспитания погибшего военнослужащего К И.В.: показания свидетелей – членов семьи: ОБА, КЛИ, АВИ, справкой Администрации Красноярского сельсовета. Судом установлено, что между Останиной Е.Г. и братьями К И.В., КДВ сложились семейные отношения, Останину они называли мамой, ее супруга –отцом. Останина Е.Г. со своей семьей переехали в <адрес> Яр, братья также переехали в <адрес> Яр, до дня их смерти Останина Е.Г. проявляла заботу к К И.В. и КДВ
Представитель ответчика - ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело без участия представителя ответчика, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что не являются надлежащими ответчиками по следующим основаниям. Членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, законодательно предусмотрен ряд социальных гарантий, в том числе: выплата единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; выплата страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членами их семей»; выплата, предусмотренная распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен государственный контракт №/ЗК/2021/ДГЗ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. В соответствии с п. 2.1 государственного контракта, срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 24 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ включительно. Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования в рамках государственного контракта установлены в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ. Также во исполнение условия раздела XVIII государственного контракта, между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключено соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей. Предметом соглашения являлось осуществление в 2022-2023 годах выплат военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 Федерального закона российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ. Таким образом, единовременное пособие и страховую сумму выплачивает АО «СОГАЗ».
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей. Согласно п. п. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций» и ч 11 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ. Согласно п. 4 Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о назначении единовременной выплаты лицам, указанным в п.п. 2 п. 2 настоящего Порядка, принимается командиром (начальником) воинской части, в которой военнослужащий проходит (проходил) военную службу. Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи в равных долях членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. Данную единовременную материальную помощь предоставляет Министерство социальной защиты <адрес>. На основании вышеизложенного, ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело без участия представителя ответчика, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу по следующим основаниям. Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения" имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения). Непосредственно управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации, возглавляющий Министерство обороны Российской Федерации (пп. 1 п. 10 Положения). В соответствии с пп. 43 п. 10 Положения Министром обороны Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием. Непосредственно правила и условия выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат установлены Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, в соответствии с действующим нормативно правовым регулированием на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, согласно положениям ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях; гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. В свою очередь, согласно п.п. 1, 10 ст. 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» Министерством обороны Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации могут создаваться добровольческие формирования. Граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
Таким образом, анализ изложенных норм права в их совокупности позволяет прийти к обоснованному выводу о том, что лица, поступившие в добровольческие формирования, предусмотренные статьей 22.1 Федерального закона «Об обороне», военнослужащими не являются, а контракт о пребывании в добровольческом формировании не тождественен контракту о прохождении военной службы.
В то же время, как усматривается из текста искового заявления, каких-либо относимых и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о заключении К И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, контракта о прохождении военной службы, а равно сведений о прохождении им военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в материалах дела не представлено. По информации предоставленной военным комиссариатом <адрес>, К И.В. проходил службу в добровольческом подразделении «Шторм Z», которое не относится к ведению Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, поскольку непосредственно Министерством обороны Российской Федерации какие-либо права, свободы и законные интересы истца не затрагивались и не нарушались, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству обороны Российской Федерации не имеется.
Помимо вышеизложенного, обязанность по обеспечению военнослужащих денежным довольствием возложена на командира воинской части, в том числе, на довольствующий финансовый орган. Следовательно, заявленные к Министерству обороны Российской Федерации требования являются обязанностью иных должностных лиц и организаций, в связи с чем, Министерство обороны Российской Федерации не может и не должно отвечать по обязательствам иных лиц, организаций и органов власти.
Кроме того, заявителем должны быть представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что его доход являлся основным источником существования для К И.В., поскольку подтверждение данных обстоятельств является необходимым условием для установления факта воспитания и содержания пасынка, признания фактическим воспитателем.
Представитель ответчика – ФКУ «22 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело без участия представителя ответчика, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что военнослужащий К И.В. не являлся военнослужащим воинских частей (организаций), состоящих на финансовом обеспечении ФКУ «22 финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ, в связи с чем они не являются надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, просили рассмотреть дело без участия представителя. Предоставили письменный отзыв, в котором указали, что во исполнение условий раздела XVIII Государственного контракта, между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключено Соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (далее - Соглашение). Предметом Соглашения являлось осуществление в 2022-2023 выплат
военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным
на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных
частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном
довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон
№ 306-ФЗ). Круг лиц, имеющих право на получение в 2024 году: единовременного пособия в размере 4 908 986,04 руб. с учетом индексации, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, урегулирован положениями части 11 статьи 3 Закона № 306-ФЗ; страховой суммы в размере 3 272 657,34 руб. урегулирован частью 3 статьи 2 Закона № 52-ФЗ). Указанные выше суммы распределяют равными долями между всеми лицами, имеющими право на получение страховой суммы и единовременного пособия по факту гибели (смерти) военнослужащего. Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств истец Останина Е.Г. являлась посторонним лицом, соседкой. Приведенные доводы в иске не являются достаточными для признания за ней фактического воспитания, поскольку последнее требует непрерывный процесс воспитания и содержания, КИВ как явствует из фактических обстоятельств у погибшего военнослужащего К И.В. были родители, которые проживали семьей по адресу: <адрес>, следовательно, квалификация правоотношений в рассматриваемом случае применена согласно законодательству быть не может. Просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - ФГКУ Центральное региональное управление правового обеспечения МО РФ, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, причину неявки не сообщили.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата по Советскому и <адрес>м САВ в судебном заседании пояснил, что выплаты положены близким родственникам погибшего. К близким родственникам относятся отец, мать, супруга, дети, опекуны. В исключительных случаях если имеются родные сестры, братья то выплаты можно будет получить, но не в полном объеме. Эти средства выплачивает не военкомат, а страховое общество АО «Согаз». Существует две выплаты, это выплаты по Указу Президента РФ, и по страховке. Данная сумма делится в равных долях на родственников. Второй пакет документов направляется в войсковую часть, где был заключен контракт. Военный комиссариат не проводит работы по заключению контракта с лицами находящимися в местах лишения свободы. Представители войсковой части приезжают в исправительную колонию, проводят беседу, и кто дает согласие, то с ними в <адрес> заключают контракт Добровольческое подразделение «Шторм Z», в случае заключения контракта с военнослужащим, относятся к Министерству обороны РФ.
Третье лицо БОВ, действующая в интересах несовершеннолетнего БСИ в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, причину неявки не сообщила.
Представитель третьего лица – войсковой части № в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще о месте и времени судебного заседания, причину неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца Останину Е.Г. и ее представителя Трескова А.В., представителя Военного комиссариата по Советскому и <адрес>м САВ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ), в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Частью 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях совершеннолетним детям указанных военнослужащих и лиц либо в случае отсутствия совершеннолетних детей полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
По смыслу приведенных норм и разъяснений в отличие от опекунов (попечителей, приемных родителей), получающих денежные средства в виде пособий на содержание своих подопечных, фактические воспитатели содержат воспитанников за счет собственных средств. Также между фактическим воспитателем и воспитанником возникают отношения, схожие с отношениями между родителем и ребенком в части содержания и воспитания последнего. Однако у фактического воспитателя отсутствуют соответствующие родительские обязанности в отношении ребенка в силу закона или судебного решения.
В судебном заседании установлено, что истец Останина Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Согласно информации ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>, К И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> края, отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В период отбывания наказания К И.В. был заключен контракт на прохождение службы в добровольческом подразделении «Шторм Z». Согласно свидетельству о смерти, справки Филиала № ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны РФ К И.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес> РФ. Наследственное дело после смерти К В.И. не заводилось.
Согласно справке о рождении №А-00237 родителями К И.В. являются К В.В., 1964 года рождения, мать К (Ерлина) Г.Н., 1964 года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации Отдела опеки и попечительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, К (Ерлина) Г.Н., К В.В. в журналах регистрации граждан, лишенных (ограниченных) в родительских правах не значатся. Сведения об отобрании детей у родителей К (Ерлиной) Г.Н., К В.В. отсутствуют.
Приговором Приобского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ К И.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы, ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года. Взыскано с ЕГН до достижения совершеннолетия К И.В. в пользу МСЧ БОЗ в счет средств, затраченных на лечение потерпевшего 1340 рублей 24 копейки.
Приговором Приобского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ К И.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а,в,г» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору Приобского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, зачтен срок содержания К И.В. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, будучи несовершеннолетним (17 лет), К И.В. совершил преступление, за которое ему было назначено наказание (по совокупности приговоров) в виде реального лишения свободы сроком 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Свидетель ОБА суду пояснил, что истец Останина Е.Г. его супруга. В 1990-х года они проживали в <адрес>. На одной площадке с их квартирой проживала семья К. Семья К была неблагополучная, родители злоупотребляли спиртными напитками, ЕГН – мать К И.В., не занималась воспитанием своих детей, К И.В. и его брат часто приходили к ним покушать, переночевать, они одевали их к школе, ходили на школьные собрания, платили за питание в школе. Его К И.В. считал своим отцом, советовался с ним.
Свидетель КЮБ суду пояснила, что Останина Е.Г. ее мать. До 2000 года она с родителями проживала в <адрес> края, рядом с ними проживала семья К И.В., которая была не благополучная, родители К И.В. злоупотребляли спиртными напитками. К И.В. с братом КДВ часто находились у них дома, ночевали, К И.В. она воспринимала как своего брата, он часто отводил ее в детский сад. КИВ их семья переехали в <адрес> К И.В. был осужден к лишению свободы и отбывал наказание. Ее мать отправляла К посылки. После освобождения, К И.В. стал проживать <адрес> Яр.
Свидетель ЛРР суду пояснил, что Останина Е.Г. является его опекуном. КИВ ему было 10 лет, он стал проживать в семье опекуна, на тот момент К И.В. отбывал наказание, но его семья считала его членом семьи, отправляли ему посылки, писали письма.
Свидетель КЛИ суду пояснила, что ее семья и семья Останиных в <адрес> проживали в одном доме. Также ей знакома семья К И.В., ее сын учился с К И.В. в школе. Семья К И.В. была неблагополучная, родители злоупотребляли спиртными напитками. К И.В. и его брат постоянно приходили к Останиным поесть, переночевать. Родители К И.В. не интересовались его учебой, поэтому учителя в школе всегда обращались к Останиной Е.Г., которая посещала в школе собрания, то есть занималась воспитанием К И.В. Также К И.В. к школе покупали одежду семья Останиных. КИВ И.В. осудили к лишению свободы, Останины проживали в <адрес> Яр.
Свидетель АВИ суду пояснила, что с 1982 года работала учителем в школе № <адрес>, с 1987 года переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, состояла в совете по профилактической работе с неблагополучными семьями. Мама КИВ находилась в основном в нетрезвом состоянии, поэтому все вопросы, проблемы по школе решались с соседкой К – Останиной Е.Г. К И.В. называл Останину Е.Г. матерью. Останина Е.Г. водила И в спортивную секцию, бокс, оплачивала занятия, покупала спортивную одежду. Был случай в школе, КИВ была посадка деревьев сирени на участке школы, и учителя просили помочь посадить деревья родителей детей, с К И.В. приходила Останина Е.Г., которая помогала высаживать деревья, а ОБА помогал в школе собирать мебель в классе К И.В. Останина Е.Г. заботилась о К И.В., занималась его воспитанием. Родная мать К И.В. в школу не приходила, она злоупотребляла спиртными напитками. К И.В. в основном проживал у Останиных. При посещении квартиры родителей К И.В., мать находилась в состоянии алкогольного опьянения, отца К И.В. никогда не видели, поднимался вопрос об ограничении ЕГН родительских прав, но орган опеки с данным вопросом не обращался.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств, достаточных для признания истца фактическим воспитателем К И.В.
С ДД.ММ.ГГГГ истец Останина Е.Г. переехала на постоянное место жительства в <адрес>, тогда как из приговора Приобского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ К И.В., будучи несовершеннолетним, ДД.ММ.ГГГГ совершил преступление в <адрес> края, проживал и был зарегистрирован в <адрес>, при этом К И.В. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из приговора Приобского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении К И.В. следует, что законным представителем несовершеннолетнего подсудимого была ЕГН (мать К И.В.), проживал и был зарегистрирован в <адрес>, то есть в месте проживания его матери.
Таким образом, судом установлено, что К И.В. проживал с матерью ЕГН, не лишенной и не ограниченной в родительских правах прав в отношении сына.
Доводы истца, что она оказывала К И.В. в несовершеннолетнем возрасте материальную помощь, предоставляла ему ночлег и заботилась о нем при наличии матери и отца К И.В., не являются достаточными для признания истца фактическим воспитателем несовершеннолетнего К И.В. Для признание истца Останиной Е.Г. фактическим воспитателем требуется непрерывный процесс воспитания и содержания К И.В., однако у погибшего военнослужащего К И.В. были родители, другие родственники (бабушка, дедушка), которые проживали семьей по адресу: <адрес>, следовательно, квалификация правоотношений – фактический воспитатель в рассматриваемом случае применена согласно законодательству быть не может.
Доводы истца о том, что К И.В. проживал в <адрес> Яр, она посылала ему посылки в места лишения свободы, проявляла о нем заботу также не могут являться основанием для признания Останиной Е.Г. фактическим воспитателем, поскольку данный период приходится уже после совершеннолетия К И.В.
Кроме того, Отанина Е.Г. не может быть признана членом семьи К И.В., как военнослужащего, и имеющей право на выплаты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» поскольку в течение не менее пяти лет до достижения К И.В. совершеннолетия не осуществляла его содержание, поскольку, будучи несовершеннолетним К находился в местах лишения свободы, освободился уже после исполнения ему 18 лет.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Останиной Е.Г. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил
Исковые требования Останиной Елены Германовны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Министерству обороны Российской Федерации, Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ»), Федеральному казенному учреждению «22 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о признании фактическим воспитателем погибшего военнослужащего, признании права на получение выплат оставить без удовлетворения в полном объеме.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Аксютина