УИД 11RS0<Номер обезличен>-61
г. Сыктывкар дело <Номер обезличен>
(№ 33-5237/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Батовой Л.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 22 июня 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
на Администрацию МО ГО "Сыктывкар" (ИНН <Номер обезличен>, ОГРН <Номер обезличен>) возложена обязанность предоставить ФИО2 (паспорт <Номер обезличен> <Номер обезличен>), ФИО3 (свидетельство о рождении I-ЕА <Номер обезличен>, выданное ТО ЗАГС <Адрес обезличен> ЗАГС Республики Коми) на состав семьи 4 человека, включая ФИО1 (СНИЛС <Номер обезличен>) и ФИО4 (паспорт <Номер обезличен> <Номер обезличен>) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 65,5 кв.м. в черте <Адрес обезличен>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям взамен жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., пояснения ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2, действуя в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить истцам на состав семьи 4 человека, включая ФИО1 и ФИО4, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее (с учетом уточнений исковых требований) 65,5 кв.м. в черте <Адрес обезличен>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям взамен жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
ФИО2 и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования, указывая на то, что истец с семьей проживает в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, иного жилья не имеет, состояние жилого дома представляет опасность для жизни и здоровья истца.
Администрация МО ГО "Сыктывкар" своего представителя в судебное заседание не направила, заявив о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном отзыве против иска возражала, ссылаясь на то, что истец в установленном порядке не признана малоимущей, не состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Третьи лица ФИО1 и ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО2 пояснила, что с решением суда согласна в полном объеме, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Иные участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не усматривает.
Материалами дела установлено, что жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью 65,5 кв.м. находится в муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар".
Указанное жилое помещение предоставлено ФИО10 по ордеру от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на состав семьи: ФИО10, его жена ФИО1, дочь ФИО11, сын ФИО4
Договор социального найма квартиры по адресу: <Адрес обезличен> не заключен.
Наниматель квартиры ФИО10 умер. В настоящее время в квартире сохраняют регистрацию по месту жительства и проживают ФИО1, ФИО13 (ранее - ФИО12) Ю.Ю., ФИО4 и несовершеннолетняя дочь ФИО2 - ФИО3
Согласно заключению ГБУ РК "Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки" от 2020 года, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес обезличен> обнаружено искривление горизонтальных линий стен, оседание отдельных участков здания, перекосы оконных и дверных заполнений; заметные искривления линии цоколя, выпучивание полов и стен; отсутствие отмостки, попадание влаги под фундамент, сквозные трещины, сырые места, обрастание мхом, плесенью, выкрошивание кирпича. Заметные прогибы балок, следы протечек, мокрые пятна на потолке, деформации. Полы с большим уклоном, прогибаются, скрипят при ходьбе. Утепления недостаточно. Разрушение крылец, деформация полов, просадки, местами изломы отдельных досок. Электроснабжение открытая проводка - потеря эластичности изоляции проводов, следы ремонтов.
По результатам обследования многоквартирного дома ГБУ Республики Коми "Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки" пришло к выводу о том, что с учетом аварийного состояния и угрозы обрушения несущих и ограждающих конструкций здания, а также продолжительностью его эксплуатации - 60 лет, проведение капитального ремонта, включая ремонт инженерных сетей и выполнение мероприятий по повышению эффективности ограждающих конструкций, фундамента, стен, перекрытий, нецелесообразно.
Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен> многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения граждан, проживающих в жилых помещениях данного дома, установлен до 2028 года.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> было проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> Государственной жилищной инспекцией по г. Сыктывкару и Корткеросскому району, по результатам которого установлено, что из-за деформаций несущих конструкций здания существует вероятность обрушения многоквартирного дома, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
На основании обследования Государственной жилищной инспекцией по г. Сыктывкару и Корткеросскому району Администрации МО ГО "Сыктывкар" предложено рассмотреть вопрос о принятии мер по расселению жителей из многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>.
На день рассмотрения спора меры по расселению жителей из многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> Администрацией МО ГО "Сыктывкар" не приняты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст., 87.2, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ФИО2 с семьей проживает в жилом помещении, представляющим опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 65,6 кв.м. в черте <Адрес обезличен>.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, в этой связи предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Кроме того, из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции учел, что предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке статей 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не требует, чтобы лицо состояло на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях нуждаемости и малоимущности, поскольку основание соответствующего правоотношения образуют иные юридические факты.
Как следствие, ссылки администрации МО ГО "Сыктывкар" на положения статей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на ошибочном толковании закона и не могут служить основанием к отмене по сути верного судебного постановления.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что степень износа несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> столь высока, что не обеспечивает безопасность использования истцом и членами его семьи занимаемого жилого помещения, и создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность решения суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи