Решение по делу № 2а-445/2020 от 14.12.2020

                                                                                                            Дело № 2а-445/2020

    УИД 60RS0015-01-2020-000898-24

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    г. Опочка                                                                           29 декабря 2020 года

    Псковская область

      Опочецкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ефимова В.А., при секретаре Ивановой И.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Псковской области к Архиповой Наталье Юрьевне о взыскании недоимки по упрощенной системе налогообложения,

у с т а н о в и л:

В суд обратилась МИФНС России № 5 по Псковской области с административным иском к Архиповой Наталье Юрьевне о взыскании недоимки по упрощенной системе налогообложения в размере 2491 руб. 63 коп., из которых 2223 руб. – УСН, 268 руб.63 коп. – пени.

В исковом заявлении представитель административного истца указал, что административный ответчик Архипова Н.Ю. с 09.04.2015 по 05.12.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения. Согласно представленной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2016 год уплате подлежит в бюджет 2223 руб. 00 коп. Однако указанная сумма в бюджет не поступила, в связи с чем были начислены пени в размере 268 руб. 63 коп.. Ответчице Архиповой Н.Ю. неоднократно направлялись требования о необходимости уплаты недоимки, но данные требования ответчицей не исполнены до настоящего времени.

Срок на обращение административного истца в суд составляет 6 месяцев, и как представитель истца указывает в своем ходатайстве он истёк **.**.****.

Административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд. Причиной пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением указывает пандемию короновируса и отстранение всех сотрудников подразделения от работы, в связи с подозрением на короновирус у одного из них.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал, направил в адрес суда письменное заявление, в котором указал на поддержание исковых требований в полном объёме и ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Архипова Н.Ю., также извещённая надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания, в суд не явилась. Сведений, препятствующих её явки, в суд не представила.

В соответствии с ч. 2 ст. 289, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд находит возможным рассмотреть дело без участия сторон, поскольку их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом.

Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

         Судом установлены обстоятельства, изложенные административным истцом в административном исковом заявлении.

          Доказательствами, обосновывающими требования административного истца, являются: выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которой Архипова Н.Ю., 09.04.2015 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 05.12.2016 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, копия налоговой декларации за 2016 год, требования № 207437 от 08.02.2017 и № 211965 от 15.05.2017 о необходимости уплаты налога в срок до 13 июня 2017 года.

          В соответствии с ч.1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

         Согласно положениям пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.

Поскольку Архипова Н.Ю. являлась индивидуальным предпринимателем, перешедшим на упрощенную систему налогообложения она обязана уплачивать налог по упрощенной системе налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

Размер налога также определяется в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы, в случаях и в порядке, установленном НК РФ.

Условия и порядок обращения налогового органа в суд регламентирован ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Заявление о взыскании подаётся в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Такое административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогам подаётся в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Предельным сроком исполнения требования об уплате налога МИФНС № 5 России по Псковской области определено 01 сентября 2020 года.

С административным исковым заявлением о взыскании недоимки по упрощенной системе налогообложения с Архиповой Н.Ю. налоговой инспекции надлежало обратиться в суд не позднее **.**.****.

В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск административным истцом шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для подачи административного искового заявления о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций.

Частью 2 ст. 286 КАС Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения установлены ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела было установлено отсутствие уважительности причин для его восстановления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180, ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

При этом положения ст. 289 КАС РФ прямо возлагают на суд обязанность по проверке соблюдения срока обращения в суд.

Данные положения согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Содержание положений ст. 286, 289 КАС РФ и ст. 48 НК РФ позволяет сделать вывод, что срок обращения за взысканием задолженности (недоимки) по уплате налога, сбора, пеней, штрафов является публично-правовым, и последствия нарушения срока должны приниматься судами самостоятельно, без заявления административных ответчиков.

Отказывая в удовлетворении требования о восстановлении срока на подачу административного искового заявления и в удовлетворении административного иска, суд учитывает, что пандемия короновируса, не может являться причиной невыполнения этими органами своих функциональных обязанностей надлежащим образом.

Судом установлено, что срок на подачу административного искового заявления в суд о взыскании недоимки по налогам истёк **.**.****, в то время как настоящее административное исковое заявление о взыскании с Архиповой Н.Ю. недоимки по налогам с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока поступило в суд лишь **.**.****. Просрочка по мнению суда, является значительной и недопустимой для государственного органа, в функциональные обязанности которого входит обращение в суд в предусмотренные законом сроки о взыскании недоимки по налогам.

         При таких обстоятельствах причину пропуска срока на подачу административного искового заявления к Архиповой Наталье Юрьевне о взыскании недоимки по упрощенной системе налогообложения нельзя признать уважительной, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы Российской Федерации возложена обязанность контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Следовательно, административные исковые заявления (заявления о выдаче судебного приказа) о взыскании недоимки по налогу, возникающей вследствие неисполнения налогоплательщиками требований об уплате налога, должны предъявляться к взысканию налоговым органом своевременно.

      Руководствуясь ч. 5 ст. 138 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайоной ИФНС России № 5 по Псковской области к Архиповой Наталье Юрьевне о взыскании недоимки по упрощенной системе налогообложения в размере 2491 руб. 63 коп., полностью отказать.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Псковский областной суд, через Опочецкий районный суд.

Председательствующий                                                                      В.А. Ефимов

2а-445/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области
Ответчики
Архипова Наталья Юрьевна
Суд
Опочецкий районный суд Псковской области
Судья
Ефимов Вячеслав Алексеевич
Дело на странице суда
opochecky.psk.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
15.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.12.2020Предварительное судебное заседание
29.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2021Дело оформлено
02.02.2021Дело передано в архив
29.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее