Дело № 2а-90/2020
УИД: 25RS0020-01-2020-000072-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2020 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Галчатникова А.С.,
при секретаре судебного заседания Овсяник Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-90/2020 по административному иску прокурора <адрес> о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
при участии в судебном заседании:
представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Ковалёвой Т.С.
представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> – в судебное заседание не явился,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на интернет-сайте «<данные изъяты>» по сетевому адресу <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указано на то, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого выявлена информация, запрещенная законом к распространению.
Так, согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 5 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьёй 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.
Одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (статья 205 УК РФ) является террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьёй 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя, в том числе, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие экстремистской деятельности и терроризму основывается на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности и терроризма, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничества государства с организациями, гражданами в противодействии терроризму и иных.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, вышеприведёнными нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, содержащей сведения о способах изготовления взрывчатых веществ.
Вместе с тем прокуратурой района в ходе мониторинга сети «Интернет» на интернет-сайте <данные изъяты>» по электронному адресу <данные изъяты> выявлены факты размещения информационных материалов (подробных инструкций) по изготовлению в кустарных условиях взрывчатых веществ, что подтверждается экспертными исследованиями ЭКЦ УМВД России по <адрес>, проведёнными 13.01.2020, 13.02.2020 по информации прокуратуры <адрес>.
Согласно заключениям ЭКЦ УМВД России по <адрес>:
-от 13.01.2020 № 28/21, на странице <данные изъяты> размещена подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
-от 13.02.2020 № 28/189, на странице <данные изъяты> размещена подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
-от 13.02.2020 № 28/190, на странице <данные изъяты> размещена подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
-от 13.02.2020 № 28/191, на странице <данные изъяты> размещена подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
-от 13.02.2020 № 28/192, на странице <данные изъяты> размещена подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
В ходе проверки установлено, что указанный интернет-сайт размещается <данные изъяты> принадлежащему компании-провайдеру <данные изъяты>, расположенному в Исландии. Доменное имя также зарегистрировано в Исландии.
Таким образом, в связи с нахождением компании-провайдера вне юрисдикции правоохранительных органов Российской Федерации установить сведения об абоненте (пользователе), разместившем инструкции по изготовлению в кустарных условиях <данные изъяты>, не представляется возможным.
Кроме того, администратором интернет-сайта <данные изъяты>» с целью избежать внесения размещаемых информационных материалов в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, используется практика корректировки адресов страниц с противоправным контентом.
Так, например, электронный адрес страницы с подробным пособием (инструкцией) по изготовлению в кустарных условиях <данные изъяты> в течение 4-х последних месяцев менялся четырежды.
На данный момент подробные пособия (инструкции) по изготовлению в кустарных условиях <данные изъяты>, размещаются по адресам: <данные изъяты>, содержимое которых полностью соответствует информационным материалам, по которым ранее проводились исследования ЭКЦ УМВД России по <адрес>.
В связи с вышеизложенным, с целью предотвращения повторной публикации запрещённых материалов, необходима полная блокировка интернет-ресурса «<данные изъяты>
Предоставление возможности доступа к указанному сайту является предпосылкой для совершения гражданами уголовно-наказуемых деяний. Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила), основанием для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети, содержащие запрещённую информацию, являются решения судов, а также решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, вышеприведённые нормы и фактически установленные обстоятельства в их взаимосвязи свидетельствуют о необходимости установления запрета на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещённой на интернет-сайте «<данные изъяты>
В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещённую информацию, необходимо внести указатель страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки вышеперечисленные указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют.
Применение способов приготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, описанных в указанном информационном материале, создаёт опасность для жизни и здоровья людей, в связи с чем распространение данной информации нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.
Кроме того, распространение в сети «Интернет» подобной информации влечёт деструктивное идеологическое воздействие на население, чем способствует совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, а следовательно и нарушению интересов государства и общества в сфере борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма.
Распространение в национальных сегментах «Интернета» подобной информации, включая идеи терроризма, информации, используемой для обучения основам диверсионно-террористической деятельности, наносит политический ущерб Российской Федерации, и в соответствии с п. 4 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом России 05.10.2009, является одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма.
Согласно п. 15 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает противодействие распространению идеологии терроризма путём обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации.
Кроме того, из информации УМВД России по <адрес> следует, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий установить местонахождение владельцев интернет-ресурса «<данные изъяты> не представилось возможным.
Досудебный порядок разрешения административного спора невозможен, поскольку исходя из п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 5 Правил, применительно к характеру распространённой информации на сайте «<данные изъяты> необходимо принятие судебного решения о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещённой информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
На основании изложенного прокурор <адрес> просил суд признать информацию, размещённую на интернет-сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, решение обратить к немедленному исполнению.
Административным истцом был изменён предмет административного иска, в обоснование указано следующее. Так, электронный адрес страниц с подробным пособием (инструкцией) по изготовлению в кустарных условиях <данные изъяты> с момента начала проверки менялся пять раз.
На данный момент подробные пособия (инструкции) по изготовлению <данные изъяты> содержимое которых полностью соответствует информационным материалам, по которым ранее проводились исследования ЭКЦ УМВД России по <адрес>.
На основании изложенного прокурор просил суд признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на страницах <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> – не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, поддержал административный иск, указав, что по состоянию на 02.06.2020г. сетевые ресурсы: <данные изъяты> не внесены в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено в установленном законом порядке.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> Ковалёва Т.С. – поддержала административный иск в полном объёме, с учётом изменения предмета иска, настаивала на его удовлетворении.
Суд, заслушав помощника прокурора и исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте «<данные изъяты>» по сетевом адресам: <данные изъяты> размещается подробная информация по изготовлению в бытовых условиях <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами административного дела, исследованными в судебном заседании.
Актом мониторинга сети «Интернет» от 29.03.2020г., составленным помощником прокурора <адрес>, с приложенной к нему фототаблицей, информацией УМВД России по <адрес>, в соответствии с которой вышеуказанные вещества относятся к числу взрывчатых, актом осмотра сети «Интернет» от 06.12.2019г. с приложением в виде изображения интернет-страницы, содержащей вышеуказанную информацию, актами осмотра интернет-ресурсов от 20.01.2020г., составленными начальником отделения ЦПЭ УМВД России по <адрес>, с приложениями в виде скрин-шотов интернет-страницы, содержащих информацию о характеристиках <данные изъяты>, информацией ЭКЦ УМВД России по <адрес> в отношении размещения на интернет-страницах сведений об изготовлении вышеуказанных <данные изъяты> веществ, рапортами начальника отделения ЦПЭ УМВД России по <адрес> об обнаружении факта размещения на страницах интернет-сайта <данные изъяты>» информационных материалов по изготовлению в <данные изъяты> <данные изъяты> веществ, с указанием на то, что компания-провайдер находится вне юрисдикции правоохранительных органов Российской Федерации, актом мониторинга сети «Интернет» от 21.05.2020г. с приложениями, в соответствии с которым на момент осмотра подробные пособия (инструкция) по изготовлению в <данные изъяты> содержимое которых полностью соответствует информационным материалам, по которым ранее проводились исследования ЭКЦ УМВД России по <адрес>, информацией Управления Роскомнадзора по <адрес>, в соответствии с которой указатели страниц сайтов не внесены в Единый реестр доменных имён, страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч. 5 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьёй 223.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.
Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами, которые судом оцениваются по правилам ст. 84 КАС РФ, подтверждается факт размещения по вышеуказанным сетевым адресам информации о кустарных способах изготовления взрывчатых веществ, при этом размещение данной информации в свободном доступе провоцирует неопределённый круг лиц на совершение уголовно наказуемых деяний в области незаконного оборота взрывчатых веществ, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и необходимости его удовлетворения в полном объёме.
Согласно части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда является основанием для включения интернет-страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь статьями 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную по сетевым адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Лазовский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение суда составлено 04 июня 2020г.
Судья А.С. Галчатников