УИД32RS0001-01-2024-001588-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2024 г. г.Брянск
Бежицкий районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Гусейнова Н.И.
при секретаре Снастина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таракановой Татьяны Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении периодов работы в стаж медицинской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Тараканова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии, с указанием на то, что право на установление пенсии по старости у нее возникнет с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ответчиком небыли засчитаны период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам,осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения.
Истец полагает, что вышеуказанный период подлежит зачету в медицинский стаж. Уточнив иск, истец просит суд обязать Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Брянской области засчитать в медицинский стаж в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты>, в календарном исчислении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
В судебное заседание истец не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представил суду письменные возражения, в которых указал, что наименование учреждений не соответствует спискам, следовательно, периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, в удовлетворении требований истцу просил отказать.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 г. N781).
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяется для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истец через «Единый портал государственных услуг» обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу на протяжении 30 лет, осуществлявшему медицинскую деятельность по охране здоровья.
Уведомлением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. с учетом решения № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в установлении пенсии, в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный Закон) из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и в связи с несоблюдением положений ч.1.1 ст. 30 Федерального Закона.
Стаж лечебной деятельности истца по состоянию на 19.07.2024г. составил 27 лет 02 мес. 25 дней.
В стаж лечебной деятельности Таракановой Т.А. не были засчитаны в числе иных периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 01 дн., в том числе период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - <данные изъяты>, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей к зачету в стаж лечебной деятельности, утвержденными Постановлением Павительства ПФ от 29.10.2002 №781 (документально не подтверждена работа в должности среднего медицинского персонала), а также в связи с отсутствием в данный период работы сведений о начислении заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 мес. 21 дн.) - <данные изъяты>), так как наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
Истец полагает решение ответчика в части вышеуказанных периодов необоснованным, обратилась за судебной защитой своих прав.
Как установлено и подтверждается материалами дела, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова (Кисенкова) Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в должности <данные изъяты>.
Так же установлено, что в период работы <данные изъяты> ей был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова (Кисенкова) Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>
Согласно сведениям главного врача <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> городском поселении согласно перечню к приказу департамента сельского хозяйства Брянской области от 06.07.2020 №191 «Об утверждении перечня сельских территорий Брянской области по направлениям «поддержка начинающих фермеров» и «развитие семейных ферм».
Согласно п. 3 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N1397), действующего применительно к периодам работы до 01.10.1993г., в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в качестве учреждения, работа в котором дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, а в качестве должностей поименованы - врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья «населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых «пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены «Больницы всех наименований».
Пунктом 6 Правил... предусмотрено, что в медицинский стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско- акушерских пунктах, медицинских пунктах являющихся структурными подразделениями организаций.
В разделе «Наименование должностей» указано «Средний медицинский персонал... заведующий: фельдшерско- акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра».
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья (утверждены постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г.) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Представленными документами, подтверждается, что Тараканова Т.А. с 01.04.1989 была принята работу на должность <данные изъяты>, которая предусмотрена Списками должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости, как медицинскому работнику и с учетом того, что место нахождения медицинского учреждения относилось к сельской местности, спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат зачету в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца.
В соответствии с трудовой книжкой истца и представленными архивными данными, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тараканова Т.А. осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты>
Данный период не включен в специальный стаж истца с указанием на то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Правовое положение медицинских вытрезвителей регламентировалось Приказом МВД N106 от 30.05.1985 года, которым было утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов.
Данным же Приказом утверждены основные обязанности фельдшера здравпункта, Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.
В соответствии с п.37,38 Приказа МВД СССР от 30.05.1985 N106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители», в состав сотрудников медвытрезвителя входит, в том числе и фельдшер, который при осуществлении своей деятельности руководствуется непосредственно Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители (п. 68).
Фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление, в своей деятельности руководствуется действующим законодательством о здравоохранении. Основные задачи - медико-санитарное обслуживание граждан, доставляемых на вытрезвление, диагностика степеней алкогольного опьянения, взаимодействие с учреждениями органов здравоохранения в борьбе с заболеваниями, имеющими социальное и эпидемиологическое значение, организация и проведение санитарно-просветительной работы среди личного состава медвытрезвителя и граждан, находящихся на вытрезвлении. Основой организации работы здравпункта является принцип доступности и своевременности медицинской помощи.
В соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители: лица, доставляемые в медицинский вытрезвитель, подвергаются медицинскому осмотру, который состоит из: тщательного осмотра состояния кожных покровов; определения частоты и других характеристик пульса; измерения артериального давления; выслушивания сердца и легких; пальпации живота; определения психического и неврологического статусов. На основании изучения психического, неврологического, соматического состояния лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, фельдшер устанавливает наличие алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов и оказывает необходимую медицинскую помощь. К лицам, у которых выявлены повреждения или заболевания, угрожающие их жизни, вызывается скорая медицинская помощь. Решение об этом принимают дежурный фельдшер и дежурный- инспектор. До прибытия скорой медицинской помощи фельдшер оказывает доврачебную медицинскую помощь. Вызовы бригад скорой медицинской помощи и помощь, оказанная ими в условиях медвытрезвителя, фиксируются фельдшером в медицинском журнале.
Здравпункт медвытрезвителя обеспечивается медицинским инвентарем, инструментарием и необходимым количеством лекарственных препаратов.
Исходя из вышеизложенных нормативных положений, деятельность фельдшера медицинского вытрезвителя заключалась в надлежащей организации оказания медицинской и профилактической помощи доставленным лицам, и в непосредственном оказании медицинской помощи, восстановление состояния здоровья доставленным лицам в соответствии с инструкцией, в соответствии с общими стандартами и требованиями законодательства о здравоохранении.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена должность «фельдшер».
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 №781), установлено, что работа в должностях, указанных в списке ( в том числе и в должности фельдшера), в медицинских здравпунктах, являющихся структурным подразделением организаций, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 627 от 7 октября 2005 года (1 ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19 февраля 2007 года 120, от 19 ноября 2008 года 653н), действовавшего до 17.10.2013; года, утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пункт 5 которой предусматривает, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты независимо от того являются они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями организаций были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
Согласно материалам дела, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Тараканова Т.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности <данные изъяты>, была уволена на основании приказа УМВД России по г. Брянску от ДД.ММ.ГГГГ №
Приказом начальника УВД по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено штатное расписание ОВД Фокинского района г. Брянска, согласно которому, в медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел был структурно выделен здравпункт, в котором предусматривалась должность <данные изъяты>».
Приказом начальника УВД по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено штатное расписание УВД по г. Брянску.
Сертификатами, выданными <данные изъяты>», подтверждено прохождение Таракановой Т.С. курсов повышения квалификации по программе «охрана здоровья работников промышленных и других предприятий» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд считает, что спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истца, подлежащий учету для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровы населения.
Проанализировав представленные в деле доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Таракановой Т.С. с учетом уточнения требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Таракановой Татьяны Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении периодов работы в стаж медицинской деятельности, удовлетворить.
Засчитать в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Таракановой Татьяны Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как один год за один год и три месяца периоды:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> в календарном исчислении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.И.Гусейнова
В окончательной форме решение суда принято 25 октября 2024 года.
Председательствующий судья Н.И.Гусейнова