УИД № 74RS0042-01-2023-000091-33
Дело № 2-124/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 21 марта 2023 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,
при секретаре Ивановой О.В.,
с участием истца Варганова В.И.,
представителя третьего лица Тихоновской В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варганова Владимира Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возмещении расходов на проведение ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Варганов В.И. обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении на ответчика обязанности возместить понесенные затраты в размере 175 726 рублей на выполненные ремонтные работы жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что администрацией Усть-Катавского городского округа 15 декабря 1989 истцу выдан ордер № на право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. До настоящего времени договор социального найма на указанное жилое помещение не заключен. Неоднократно с 2016 года истец обращался в администрацию для улучшения жилищных условий, в части проведения капитального ремонта предоставленного ему в пользование жилого помещения. Не добившись конкретных действий от администрации, в 2020 году истец за свой счет произвел капитальный ремонт, так как находиться и проживать в указанном жилом помещении было невозможно, в связи с чем просит возложить на администрацию Усть-Катавского городского округа обязанность возместить понесенные затраты на выполненные ремонтные работы в размере 175 726 рублей (л.д. 3-4).
На основании определения суда от 6 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа (л.д. 54).
В судебном заседании истец Варганов В.И. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области Тихоновской В.Р., действующая на основании доверенности от 20.03.2023 года (л.д. 79), в судебном заседании исковые требования Варганова В.И. не признала.
Представитель ответчика администрации Усть-Катавского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 60), предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что с исковыми требованиями не согласны по следующим причинам. Считает, что имеющихся в материалах дела документов недостаточно для безусловного возложения обязанности компенсации понесенных истцом расходов на ответчика. Приложенные истцом чеки и квитанции не содержат конкретных сведений о плательщике, какой-либо единой сметы произведенных работ не имеется, что препятствует выделить из всего объема закупок работы по текущему ремонту жилого помещения и по капитальному. С заявлением о выходе на место и составлении сметы необходимых и обоснованных работ истец в администрацию не обращался. Порядок, предусмотренный в таких случаях для проведения капитального ремонта (при наличии его обоснованности) за счет средств собственника - муниципального образования, не был соблюден (л.д. 76-77, 78).
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении представителя ответчика суд определил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Варганова В.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда.
Собственник, в силу ст. 210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (пункт 1 статьи 674 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является администрация Усть-Катавского городского округа, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 43-45).
Варганов В.И. проживает в указанной квартире на условиях договора социального найма с 1993 года, согласно ордеру № от 2 сентября 1993 года (л.д. 18).
Договор социального найма между Варгановым В.И. и администрацией Усть-Катавского городского округа не заключен.
Из объяснений истца следует, что в 2016 году он обратился в администрацию Усть-Катавского городского округа для решения вопроса о проведении капитального ремонта жилого помещения.
На обращение Варганова В.И. 26 февраля 2016 года администрацией Усть-Катавского городского округа дан ответ, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Перечень работ при осуществлении капитального ремонта установлен Приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170. Для определения состава работ и необходимости проведения капитального ремонта квартиры, находящейся в социальном найме и расположенной по адресу: <адрес>, необходимо обеспечить доступ в указанную квартиру представителей нанимателя (администрации Усть-Катавского городского округа). Для определения состава работ и необходимости проведения капитального ремонта квартиры заявителю необходимо согласовать дату и время доступа в указанную квартиру представителей нанимателя, в связи с чем необходимо обратиться в функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» (л.д. 19).
Согласно объяснений представителя Управления инфраструктуры и строительства подобных обращений Варганова В.И. не поступало.
Статьей 61 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, установлены положениями статей 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, согласно которым, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан, в том числе: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложены обязанности: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В силу п. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса РФ Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного требования Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения.
Согласно пп. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в силу подп. "в" п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения обязан осуществлять наймодатель.
Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.4.2 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В обоснование заявленных требований Варганов В.И. ссылался на то, что в связи с неисполнением наймодателем обязанности по производству капитального ремонта жилого помещения, истцом в период с 2017 года по 2020 год самостоятельно и за свой счет устранены недостатки, произведена замена оконных блоков, входной двери, межкомнатных дверей, электропроводки, сантехники, поклеены обои, положен линолеум, сделаны натяжные потолки, размер расходов составил 175 726 руб.
30 августа 2022 года истец в адрес администрации Усть-Катавского городского округа направил заявление, в котором Варганов В.И. просил возместить расходы за проведенный капитальный ремонт в размере 175 726 рублей (л.д. 20).
Варгановым В.И. представлена смета расходов по капитальному ремонту <адрес> на сумму 175 726 рублей (л.д. 25-26, 85-86).
Согласно ответа администрации Усть-Катавского городского округа от 08.09.2022 года на обращение Варганова В.И. между администрацией Усть-Катавского городского округа и Варгановым В.И. договор социального найма не заключен. Согласно Типового договора социального найма, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, наниматель обязан поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. От Варганова В.И. таких обращений не поступало. Кроме того, наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся текущие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им. Но только в том случае, если наймодателем предварительно был произведен осмотр жилого помещения и установлен факт, подтверждающий необходимость проведения работ. Таким образом, у администрации Усть-Катавского городского округа отсутствуют основания для возмещения расходов на проведение ремонтных работ в жилом помещении (л.д. 23-24).
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств,что находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, в котором проживает Варганов В.И., требовало капитального ремонта.Как и не представлено доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных видов работ.Представленный в материалы дела расчет затрат (смета) не содержит сведений о наименовании работ и приобретённых строительных материалах. Размер расходов истца на выполнение работ по капитальному ремонту не подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами.
Доводы представителя ответчика о том, что выполненные истцом в квартире работы относятся к текущему ремонту, в судебном заседании опровергнуты не были.
Так как возложение на администрацию обязанности по компенсации истцу расходов на текущий ремонт, который должен осуществляться самим нанимателем, не предусмотрено действующим жилищным законодательством, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных исковых требований Варганова В.И.
Вопреки доводам истца, представленные в материалы дела фотографии не могут достоверно свидетельствовать о необходимости капитального ремонта в жилом помещении, замены окон, невозможности проведения текущего ремонта в виде покраски окон.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не доказана необходимость капитального ремонта жилого помещения по его месту жительства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Варгановым В.И. к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области исковых требований о взыскании расходов на проведение ремонта жилого помещения.
В силу положений статьи 3 ГПК РФ, статьи 12 ГК РФ истец не лишен права требовать от собственника спорной квартиры обязанности проведения капитального ремонта жилого помещения в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Варганова Владимира Ивановича (<данные изъяты> к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (ИНН 7419000690) о возмещении расходов на проведение ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 175 726 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.
Председательствующий подпись Ю.Р.Хлёскина Решение не вступило в законную силу
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 года.
Дело № 2-124/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 21 марта 2023 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,
при секретаре Ивановой О.В.,
с участием истца Варганова В.И.,
представителя третьего лица Тихоновской В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варганова Владимира Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возмещении расходов на проведение ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Варганов В.И. обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении на ответчика обязанности возместить понесенные затраты в размере 175 726 рублей на выполненные ремонтные работы жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что администрацией Усть-Катавского городского округа 15 декабря 1989 истцу выдан ордер № на право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. До настоящего времени договор социального найма на указанное жилое помещение не заключен. Неоднократно с 2016 года истец обращался в администрацию для улучшения жилищных условий, в части проведения капитального ремонта предоставленного ему в пользование жилого помещения. Не добившись конкретных действий от администрации, в 2020 году истец за свой счет произвел капитальный ремонт, так как находиться и проживать в указанном жилом помещении было невозможно, в связи с чем просит возложить на администрацию Усть-Катавского городского округа обязанность возместить понесенные затраты на выполненные ремонтные работы в размере 175 726 рублей (л.д. 3-4).
На основании определения суда от 6 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа (л.д. 54).
В судебном заседании истец Варганов В.И. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области Тихоновской В.Р., действующая на основании доверенности от 20.03.2023 года (л.д. 79), в судебном заседании исковые требования Варганова В.И. не признала.
Представитель ответчика администрации Усть-Катавского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 60), предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что с исковыми требованиями не согласны по следующим причинам. Считает, что имеющихся в материалах дела документов недостаточно для безусловного возложения обязанности компенсации понесенных истцом расходов на ответчика. Приложенные истцом чеки и квитанции не содержат конкретных сведений о плательщике, какой-либо единой сметы произведенных работ не имеется, что препятствует выделить из всего объема закупок работы по текущему ремонту жилого помещения и по капитальному. С заявлением о выходе на место и составлении сметы необходимых и обоснованных работ истец в администрацию не обращался. Порядок, предусмотренный в таких случаях для проведения капитального ремонта (при наличии его обоснованности) за счет средств собственника - муниципального образования, не был соблюден (л.д. 76-77, 78).
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении представителя ответчика суд определил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Варганова В.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда.
Собственник, в силу ст. 210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (пункт 1 статьи 674 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является администрация Усть-Катавского городского округа, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 43-45).
Варганов В.И. проживает в указанной квартире на условиях договора социального найма с 1993 года, согласно ордеру № от 2 сентября 1993 года (л.д. 18).
Договор социального найма между Варгановым В.И. и администрацией Усть-Катавского городского округа не заключен.
Из объяснений истца следует, что в 2016 году он обратился в администрацию Усть-Катавского городского округа для решения вопроса о проведении капитального ремонта жилого помещения.
На обращение Варганова В.И. 26 февраля 2016 года администрацией Усть-Катавского городского округа дан ответ, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Перечень работ при осуществлении капитального ремонта установлен Приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170. Для определения состава работ и необходимости проведения капитального ремонта квартиры, находящейся в социальном найме и расположенной по адресу: <адрес>, необходимо обеспечить доступ в указанную квартиру представителей нанимателя (администрации Усть-Катавского городского округа). Для определения состава работ и необходимости проведения капитального ремонта квартиры заявителю необходимо согласовать дату и время доступа в указанную квартиру представителей нанимателя, в связи с чем необходимо обратиться в функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» (л.д. 19).
Согласно объяснений представителя Управления инфраструктуры и строительства подобных обращений Варганова В.И. не поступало.
Статьей 61 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, установлены положениями статей 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, согласно которым, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан, в том числе: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложены обязанности: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В силу п. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса РФ Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного требования Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения.
Согласно пп. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в силу подп. "в" п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения обязан осуществлять наймодатель.
Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.4.2 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В обоснование заявленных требований Варганов В.И. ссылался на то, что в связи с неисполнением наймодателем обязанности по производству капитального ремонта жилого помещения, истцом в период с 2017 года по 2020 год самостоятельно и за свой счет устранены недостатки, произведена замена оконных блоков, входной двери, межкомнатных дверей, электропроводки, сантехники, поклеены обои, положен линолеум, сделаны натяжные потолки, размер расходов составил 175 726 руб.
30 августа 2022 года истец в адрес администрации Усть-Катавского городского округа направил заявление, в котором Варганов В.И. просил возместить расходы за проведенный капитальный ремонт в размере 175 726 рублей (л.д. 20).
Варгановым В.И. представлена смета расходов по капитальному ремонту <адрес> на сумму 175 726 рублей (л.д. 25-26, 85-86).
Согласно ответа администрации Усть-Катавского городского округа от 08.09.2022 года на обращение Варганова В.И. между администрацией Усть-Катавского городского округа и Варгановым В.И. договор социального найма не заключен. Согласно Типового договора социального найма, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, наниматель обязан поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. От Варганова В.И. таких обращений не поступало. Кроме того, наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся текущие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им. Но только в том случае, если наймодателем предварительно был произведен осмотр жилого помещения и установлен факт, подтверждающий необходимость проведения работ. Таким образом, у администрации Усть-Катавского городского округа отсутствуют основания для возмещения расходов на проведение ремонтных работ в жилом помещении (л.д. 23-24).
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств,что находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, в котором проживает Варганов В.И., требовало капитального ремонта.Как и не представлено доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных видов работ.Представленный в материалы дела расчет затрат (смета) не содержит сведений о наименовании работ и приобретённых строительных материалах. Размер расходов истца на выполнение работ по капитальному ремонту не подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами.
Доводы представителя ответчика о том, что выполненные истцом в квартире работы относятся к текущему ремонту, в судебном заседании опровергнуты не были.
Так как возложение на администрацию обязанности по компенсации истцу расходов на текущий ремонт, который должен осуществляться самим нанимателем, не предусмотрено действующим жилищным законодательством, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных исковых требований Варганова В.И.
Вопреки доводам истца, представленные в материалы дела фотографии не могут достоверно свидетельствовать о необходимости капитального ремонта в жилом помещении, замены окон, невозможности проведения текущего ремонта в виде покраски окон.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не доказана необходимость капитального ремонта жилого помещения по его месту жительства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Варгановым В.И. к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области исковых требований о взыскании расходов на проведение ремонта жилого помещения.
В силу положений статьи 3 ГПК РФ, статьи 12 ГК РФ истец не лишен права требовать от собственника спорной квартиры обязанности проведения капитального ремонта жилого помещения в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Варганова Владимира Ивановича (<данные изъяты> к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (ИНН 7419000690) о возмещении расходов на проведение ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 175 726 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.
Председательствующий подпись Ю.Р.Хлёскина Решение не вступило в законную силу
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 года.