Судья Сафин А.Р. | УИД16RS0046-01-2019-010335-60 |
дело № 2-7462/2019 | |
№ 33-1528/2020 | |
учет № 090г |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2020 года | город Казань |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Гаянова А.Р., Мелихова А.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Хайрутдинова И.Р., Хайрутдиновой Э.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 октября 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Хайрутдинова И.Р., Хайрутдиновой Э.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., 14 декабря 2003 года рождения, о признании решения центральной жилищной комиссии незаконным, признании действий связанных с утверждением решения центральной жилищной комиссии незаконными, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истцов Хайрутдиновой Э.А., Хайрутдинова И.Р. и их представителя Федорова Р.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Андреева Л.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хайрутдинов И.Р., Хайрутдинова Э.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., <дата> года рождения, обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министру внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения центральной жилищной комиссии незаконным, признании действий связанных с утверждением решения центральной жилищной комиссии незаконными, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 5 июня 2019 года состоялось заседание центральной жилищной комиссии Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, на котором принято решение о снятии с учета очередников Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения прапорщика милиции в отставке Хайрутдинова И.Р., пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации, с семьей в составе трех человек.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что Хайрутдинову И.Р. на основании договора дарения жилого дома с земельным участком от 30 апреля 2010 года на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 48,9 кв.м. по адресу: <адрес>. О наличии данного жилого дома Хайрутдинов И.Р. центральную жилищную комиссию МВД по Республике Татарстан при подаче заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты не уведомил.
Хайрутдиновым И.Р. совершены действия по отчуждению жилого дома в пользу дочери с намерением приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, так как на дочь, 1991 г.р., социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ не распространяются, на учет для получения единовременной социальной выплаты она не принималась, сведения о наличии (отсутствии) у нее в собственности жилых помещений не предоставлялись.
Считает данное решение центральной жилищной комиссии Министерства внутренних дел по Республике Татарстан незаконным.
Руководствуясь изложенным, Хайрутдинов И.Р., Хайрутдинова Э.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., <дата> года рождения, просят суд признать незаконным решение центральной жилищной комиссии Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, оформленное протоколом от 5 июня 2019 года № 11 в части снятия прапорщика милиции в отставке Хайрутдинова И.Р. и членов его семьи с учета очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконными действия Министра внутренних дел по Республике Татарстан генерал-лейтенанта полиции А.В. Хохорина, возложить обязанность на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министра внутренних дел по Республике Татарстан устранить в полном объеме допущенные нарушения прав истцов на нахождение в списке очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения путем их восстановления в очереди на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за Хайрутдиновым И.Р. и членами его семьи право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истцы Хайрутдинов И.Р., Хайрутдинова Э.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., а также их представитель заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Андреев Л.Ю. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истцы ставят вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что не предоставлял недостоверные сведения и документы в центральную жилищную комиссию Министерства внутренних дел Республики Татарстан. Действия Хайрутдинова И.Р. по отчуждению жилого помещения дочери были совершены до постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 6 апреля 2012 года, то есть более пяти лет назад.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 4 статьи 4 Закона единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 7 статьи 4 Закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что решением центральной жилищной комиссии МВД по Республике Татарстан от 18 сентября 2012 года, утвержденным распоряжением МВД по Республике Татарстан от 26 сентября 2012 года № 177-р, Хайрутдинов И.Р. с семьей в составе трех человек принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по Республике Татарстан от 5 июня 2019 года, утвержденным распоряжением МВД по Республике Татарстан от 6 июня 2019 года №1/1283, Хайрутдинов И.Р. с семьей в составе трех человек снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2, частью 7 статьи 4, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 – в виду выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Указанным решением установлено, что с 26 декабря 2001 года по настоящее время Хайрутдинов И.Р. зарегистрирован и проживает совместно с супругой Хайрутдиновой Э.А., <дата>., сыном Хайрутдиновым Б.И., <дата> в жилом помещении общей площадью 19,4 кв.м, жилой 18,0 кв.м, по адресу: <адрес>.
Данная квартира по 1/3 доле в праве совместной собственности принадлежит Хайрутдинову И.Р., сыну и дочери ФИО15, <дата> которая по данному адресу не зарегистрирована и не проживает. Доли Хайрутдинова И.Р. и сына составляют 12,93 кв.м общей площади жилого помещения.
На дату подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2012 году в жилом помещении совместно с Хайрутдиновым И.Р. также была зарегистрирована дочь, <дата>, а жилое помещение по ул. <адрес> являлось общежитием.
В 2012 году статус общежития с дома <адрес> был снят и занимаемое в нем жилое помещение предоставлено Хайрутдиновым по договору социального найма, а затем ими приватизировано.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что Хайрутдинову И.Р. на основании договора дарения жилого дома с земельным участком от 30 апреля 2010 года на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 48,9 кв.м по адресу: <адрес> (право зарегистрировано 1 июня 2010 года).
6 апреля 2012 года им произведено отчуждение данного жилого помещения в пользу дочери ФИО9
О наличии данного жилого дома Хайрутдинов И.Р. центральную жилищную комиссию МВД по Республике Татарстан при подаче заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты не уведомил.
Таким образом, с момента предоставления занимаемого жилого помещения на условиях социального найма Хайрутдинов И.Р. на каждого совместно проживающего члена семьи был обеспечен общей площадью имеющихся жилых помещении более 15 кв.м (48,9+19,4/4= 17,07).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что у Хайрутдинова И.Р. по состоянию на сентябрь 2012 года (месяц постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) отсутствовало право на постановку на учет.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует действующему правовому регулированию и основан на собранных по делу доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истцов о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Согласно пункту 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 (далее - Правила), в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
На основании подпункта "г" пункта 19 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03.03.2015 N 416-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Глобус Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указал, что положения статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктами 10, 14 и 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации предполагают принятие лица на соответствующий учет решением комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам в качестве обязательного предварительного условия предоставления указанной выплаты.
Решение комиссии о принятии сотрудника на учет, как это следует из пункта 12 Правил, должно базироваться на достоверных сведениях; недостоверность представленных сведений образует самостоятельное основание для отказа в принятии на учет и влечет возврат документов, включая заявление. Отсутствие решения комиссии о принятии на учет сотрудника означает и отсутствие права на получение единовременной социальной выплаты.
В силу приведенных нормативных положений сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
Условия получения сотрудником органов внутренних дел единовременной социальной выплаты, закрепленные Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечивают возможность учета всех имеющихся у него или членов его семьи в собственности и пригодных для проживания граждан жилых помещений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. При этом пункт 1 части 2 его статьи 4 во всяком случае предоставляет лицам, к должностным обязанностям которых относится рассмотрение документов, необходимых для получения единовременной социальной выплаты, право требовать от сотрудника органа внутренних дел сведений о таком имуществе, равно как и не препятствует сотруднику, претендующему на данную меру социальной поддержки, в случае возникновения у него сомнений в необходимости сообщить комиссии те или иные сведения, получить у указанных лиц соответствующую консультацию.
Хайрутдиновым И.Р. 6 апреля 2012 года совершены действия по отчуждению жилого дома в пользу дочери с намерением приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, так как на дочь, 1991 г.р. социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ не распространяются, на учет для получения единовременной социальной выплаты она не принималась, сведения о наличии (отсутствии) у нее в собственности жилых помещений не предоставлялись.
Если бы действия по отчуждению жилого дома Хайрутдиновым И.Р. не были произведены, то после предоставления занимаемого жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек имелась бы обеспеченность площадью в размере 63,45 кв.м (19,4/4x3+48,9), после приватизации - в размере 61,83 кв.м (12,93 (площадь квартиры, приходящаяся на истца и сына) + 48,9 (площадь жилого дома)). Размер выплаты должен быть рассчитан как разница между нормой предоставления общей площади на семью из трех человек (54 кв.м) и общей площадью жилых помещений, имеющихся в собственности и(или) занимаемых по договору социального найма (63,45 кв.м или 61,83). Соответственно, единовременная социальная выплата не могла бы быть ему предоставлена. Обеспеченность на каждого члена семьи составила бы более 15 кв.м. площади жилого помещения.
По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных Хайрутдиновым И.Р. требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м), а также совершение Хайрутдиновым И.Р. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При подаче заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты о регистрации права собственности и отчуждении жилого дома по адресу: <адрес>, Хайрутдинов И.Р. центральную жилищную комиссию МВД по Республике Татарстан не уведомил.
Поскольку Хайрутдиновым И.Р., претендующим на получение спорной выплаты, в центральную жилищную комиссию МВД по Республике Татарстан не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о жилых помещениях за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что решение жилищную комиссию МВД по Республике Татарстан о снятии Хайрутдинова И.Р. с учета для получения единовременной социальной выплаты правомерно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 октября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайрутдинова И.Р., Хайрутдиновой Э.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Хайрутдинова Б.И., - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи