Дело № 2а-878/2021
УИД 29RS0008-01-2021-001164-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Архангельской области Мигасюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами,
установил:
заместитель Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» (далее МО «Шипицынское) об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами.
В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), в результате которой выявлены факты ненадлежащего участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, охране окружающей среды на территории МО «Шипицынское». Установлено, что место накопления твердых коммунальных отходов от дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района отсутствует, вследствие чего региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» с января 2020 года по настоящее время отходы от данного дома не вывозились. Проверкой также установлено, что администрацией МО «Шипицынское» не приняты меры по определению места (площадки) накопления ТКО для жителей дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно. Таким образом, ответчиком допущены нарушения законодательства об обращении с ТКО, поэтому просит признать незаконным бездействие МО «Шипицынское» в лице администрации МО «Шипицынское», выразившееся в непринятии мер по определению и обустройству места (площадки) накопления ТКО для жилого дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области. Обязать устранить выявленное нарушение, определив и обустроив место (площадку) для накопления ТКО от жилого дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области с включением его в муниципальный реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Шипицынское», утвержденный Постановлением администрации МО «Шипицынское» от 20 ноября 2020 года № 198.
Старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А. поддержала требования по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила установить срок исполнения решения суда до 01 августа 2021 года.
Административный ответчик - представитель МО «Шипицынское» в лице администрации МО «Шипицынское» в судебное заседание не явился, уведомлен, представил отзыв, просил установить срок устранения нарушений до 01 ноября 2021 года.
Заинтересованные лица - представители Государственной жилищной инспекции Архангельской области и Котласского территориального отдела Роспотребнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив административный иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Уставом - муниципальное образование «Шипицынское» является муниципальным образованием, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, находится на территории Котласского муниципального района Архангельской области и наделено законом Архангельской области статусом городского поселения (статья 1).
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу части 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 6 статьи 13.4 указанного Закона установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156).
В силу п. 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил № 1156).
В соответствии с подпунктом 11.9-11.12 Правил благоустройства территории МО «Шипицынское», утвержденных решением Совета депутатов МО «Шипицынское» от 28 сентября 2017 года № 73, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников должны определяться самими домовладениями, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров.
Материалами дела установлено и не оспаривается административным ответчиком, что администрацией МО «Шипицынское» места накопления ТКО для дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области не определены, в муниципальном реестре мест накопления ТКО на территории МО «Шипицынское» отсутствуют. С собственниками частных домовладений по ул. Северной, а также территориальным отделом Роспотребнадзора вопрос обустройства места накопления ТКО не согласовывался.
На основании чего суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 01 августа 2021 года.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское», выразившееся в непринятии мер по определению и обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жилого дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области.
Обязать муниципальное образование «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» определить и обустроить место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов от жилого дома № 17 по ул. Северной в пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области с включением его в муниципальный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Шипицынское», утвержденный Постановлением администрации муниципального образования «Шипицынское» от 20 ноября 2020 года № 198 в срок до 01 августа 2021 года.
Обязать муниципальное образование «Шипицынское» в лице администрации муниципального образования «Шипицынское» сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 года.