Судья Соколов д. 22-2361/20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Волгоград 3 июля 2020 г.
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Шестопаловой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скачковой Е.В.,
с участием
осужденного Башкатова И.В.,
адвоката Вострикова Ю.А.,
прокурора Орлова Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу осуждённого Башкатова И.В. на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 6 мая 2020 года, которым ходатайство адвокатов Дуб Р.И. и Вострикова Ю.А. о пересмотре приговора в отношении Башкатова Игоря Викторовича вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, удовлетворено частично.
Приговор Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2019 года изменен:
- действия Башкатова И.В. переквалифицированы с п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ на ч. 1 ст. 199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ), по которой он освобожден от уголовной ответственности на основании п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ в связи с истечением срока давности;
- исключено указание на назначение наказания в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ;
- в соответствии со ст. 71 УК РФ с учетом нахождения Башкатова И.В. в местах лишения свободы с 14 октября 2019 года по 6 мая 2020 года, зачета домашнего ареста с 18 августа по 13 октября 2019 года освобожден от назначенного наказания в виде ограничения свободы.
В остальном приговор оставлен без изменения.
Постановлено освободить Башкатова И.В. из мест лишения свободы по вступлении постановления в законную силу.
Доложив материалы, выслушав осужденного Башкатова И.В. и защитника - адвоката Вострикова Ю.А. по доводам жалобы, прокурора Орлова Е.А., полагавшего постановление оставить без изменения, суд
у с т а н о в и л:
по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2019 года Башкатов И.В. осуждён п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с предоставлением гражданам социальных услуг, сроком на 1 год, ч. 1 ст. 327 к 10 месяцам ограничения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 7 месяцам лишения свободы в отбыванием в исправительной колонии общего режима, с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с предоставлением гражданам социальных услуг, сроком на 1 год.
Защитник осуждённого - адвокаты Дуб Р.И. и Востриков Ю.А. обратились с ходатайством о пересмотре указанного приговора в соответствии со ст. 10 УК РФ, вследствие издания Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», имеющего обратную силу.
Судья вынес вышеуказанное постановление.
В апелляционной жалобе осужденный Башкатов И.В., не оспаривая принятое решение по существу, просит постановление изменить в части освобождения его из мест лишения свободы, мотивируя тем, что он подлежал освобождению непосредственно после провозглашения решения суда, то есть 5 мая 2020 года. Указывает на то, что данное судебное решение как промежуточное не подлежит обжалованию в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании п. 13 ст. 397 УПК РФ суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 УК РФ.
В силу ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Судьёй данные требования закона выполнены.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» в п. 1 примечания к ст. 199 УК РФ внесены изменения, согласно которым крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.
Поэтому суд правильно пришёл к выводу о необходимости изменения приговора в отношении Башкатова И.В., переквалифицировал его действия с п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ на ч. 1 ст. 199 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ), по которой освободил его от уголовной ответственности на основании п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ в связи с истечением срока давности на день постановления приговора.
При этом суд также правильно пришел к выводу о том, что приговор в части осуждения Башкатова И.В. по ч. 1 ст. 327 УК РФ не подлежит изменению, так как никаких изменений, улучшающих положение осужденного, в уголовный закон не вносилось.
Довод осужденного о том, что обжалуемое судебное решение как промежуточное не подлежит самостоятельному обжалованию и, соответственно, вступает в законную силу и обращается к исполнению немедленно, является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании уголовно-процессуального закона.
Действительно, уголовно-процессуальным законом предусмотрено, что все определения и постановления суда, за исключением итоговых судебных решений (приговор, определение, постановление суда, которыми уголовное дело разрешено по существу, либо определение или постановление суда, вынесением которых завершено производство по уголовному делу в отношении конкретного лица), являются промежуточными судебными решениями (пункт 53.3 статьи 5 УПК РФ), к которым относятся и судебные решения, вынесенные в процессе исполнения итоговых судебных решений.
Между тем положения ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ об обжаловании промежуточных постановлений и определений суда в апелляционном порядке одновременно с обжалованием с итогового судебного решения по делу касаются лишь судебных решений, вынесенных в ходе судебного разбирательства, то есть рассмотрения уголовного дела по существу.
Что же касается постановлений суда, вынесенных при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, к числу которых относится и обжалуемое Башкатовым И.В. судебное решение (п. 13 ст. 397 УПК РФ), то в силу ст. 401 УПК РФ они обжалуются в апелляционном порядке, установленном гл. 45.1 УК РФ. При внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока обжалования указанного постановления в апелляционном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 391 УПК РФ, определение или постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления.
Таким образом, постановление судьи в части освобождения Башкатова И.В. из мест лишения свободы по вступлении постановления в законную силу не противоречит уголовно-процессуальному закону.
Постановление судьи соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, является мотивированным и обоснованным, в связи с чем оснований для его изменения по доводам жалобы суд второй инстанции не находит.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении постановления суда по следующим основаниям.
Суд принял решение в соответствии со ст. 71 УК РФ с учетом нахождения Башкатова И.В. в местах лишения свободы с 14 октября 2019 года по 6 мая 2020 года, зачета домашнего ареста с 18 августа по 13 октября 2019 года освободить его от назначенного наказания в виде ограничения свободы.
Между тем в резолютивной части не указано, по какому составу преступления принято это решение, ссылка на ч. 1 ст. 327 УК РФ, по которой Башкатову И.В. было назначено наказание в виде ограничения свободы, отсутствует. При этом с учетом срока нахождения осужденного в местах лишения свободы, зачета в срок лишения свободы времени нахождения под домашним арестом, он подлежал не освобождению от назначенного наказания в виде ограничения свободы, а назначенное наказание в виде ограничения свободы надлежит считать отбытым.
Руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
постановил:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 6 мая 2020 года в отношении Башкатова Игоря Викторовича изменить:
- считать назначенное по ч. 1 ст. 327 УК РФ наказание в виде ограничения свободы отбытым.
В остальном постановление оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного – без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в порядке, установленном главой 471 УПК РФ.
Председательствующий Н.М. Шестопалова