Дело № 2-2142/2023
УИД 33RS0001-01-2023-001831-48
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.В.,
при секретаре Глониной И.О.,
с участием
представителя ответчиков Владимирский
филиал АО «Энергосбыт Плюс», ПАО
«Т Плюс» Алешиной Ю.А.,
представителя ответчика МУП
«Владимирводоканал» Шумовой М.А.,
представителя третьего лица МКП
г.Владимира «ЖКХ» Спириной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Огурцова Андрея Александровича к Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Т Плюс», МУП «Владимирводоканал» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Огурцов А.А. обратился в суд с иском к Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс», МУП «Владимирводоканал», в котором, с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд:
- обязать ответчиков произвести перерасчет платы за электроэнергию, подогрев воды, водоснабжение и водоотведение с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу в связи с отсутствием фактически оказанных услуг;
- признать незаконными и исключить из числа подлежащих оплате начисленные ответчиками пени;
- обязать ответчиков прекратить начисление платы за неоказываемые ими и не потребляемые истцом услуги (электроэнергия, подогрев воды, водоснабжение и водоотведение) с ДД.ММ.ГГГГ по дату продажи жилого помещения;
- обязать истца письменно оповестить ответчиков о дате продажи жилого помещения.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец улетел в Анталию (Турция), в Россию с тех пор не возвращался. Он согласен платить за содержание своего имущества, но не согласен с тем, что ответчики производят начисления за услуги, которые он не потребляет: электроэнергия, подогрев воды, водоснабжение и водоотведение. Указывает, что он обращался к ответчикам через представителя с просьбой прекратить начисление за услуги, которые он не потребляет, и произвести перерасчет, в чем ответчики отказали, мотивируя тем, что имеется возможность установки общих приборов учета в местах общего пользования. Таким образом, считает, что ответчики хотят обязать его установить свой счет приборы учета в местах общего пользования (электроэнергии в коридоре, воды – в душевой и туалете). Указывает, что если такие приборы установить в указанных местах, это никак не решит проблему справедливой оплаты, поскольку определить какой из собственников жилых помещений в общежитии какое количество услуг израсходовал будет не возможно. Он не расходует электроэнергию и воду, обязывать его платить за неиспользуемые услуги простым фактом прописки в комнате не справедливо, он не возражает против оплаты общедомовых расходов на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, однако не согласен платить «за воздух».
В ходе рассмотрения дела по существу, представитель истца указал на намерение истца в будущем продать жилое помещение без возвращения в Россию. Дом относится к многоквартирным жилым домам, а не к общежитиям, поэтому положения Постановления № об общем (квартирном) приборе в данном случае не применимы. Тот факт, что до отъезда на постоянное место жительства в другую страну истец не успел подать заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, не может служить безусловным основанием для отказа в перерасчете. Поскольку возвращение в жилое помещение не планируется, положения Постановления № о временном отсутствии потребителя в жилом помещении, дне прибытия в жилое помещение, а также окончании периода временного отсутствия не применимы.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований исключены ПС ФСБ РФ и ИП Силков А.В., поскольку решением суда не могут быть затронуты их права и обязанности в рамках предмета настоящего спора.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ПАО «Т Плюс», поскольку начисление платы за «ГВС» выставление платежных документов, сбор денежных средств Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет от имени и за счет принципала на основании агентского договора, заключенного с ПАО «Т Плюс», единой теплоснабжающей организацией, а по сделке совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Таким образом, в части требований истца касающихся подогрева воды должен отвечать в случае удовлетворения иска ПАО «Т Плюс».
В судебное заседание истец Огурцов А.А. не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств, возражений в адрес суда не представил.
Представитель истца по доверенности Малинин А.Н. в судебное заседание не явился, посредствам телефонограммы просил суд рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель ответчиков Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Т Плюс», действующая на основании доверенностей Алешина Ю.А., в судебном заседании возражала против требований истца, пояснила, что требования истца не основаны на законе, противоречат ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354, поскольку перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (абз. 1 п. 91 Правил № 354); перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу (за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений) осуществляется при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами № 354 порядке (абз. 1 п. 86 Правил № 354); если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами № 354 порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абз. 2 п. 86 Правил № 354); не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88 Правил № 354). Согласно п. 91 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета. Указывает, что заявление о перерасчете платы подано представителем истца (потребителя) в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после указанной представителем истца даты выезда из Российской Федерации, а значит подано истцом с нарушением установленного порядка. В ответе Владимирского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ Огурцов А.А. был проинформирован о порядке проведения перерасчета и положениях п. 91 Правил № 354. Права истца действиями ответчика не нарушены, т.к. в силу прямого указания Правил № 354 перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг производится только в случае подтверждения временного отсутствия потребителя в течение всего или части периода. В силу прямого указания закона неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг не производится, если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено в установленном порядке.
Представитель ответчика МУП «Владимирводоканал» действующая на основании доверенности Шумова М.А., возражала против требований истца, в обоснование возражений ссылаясь на ст.157 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, указала, что приборы учета в жилом помещении <адрес> отсутствуют. Акт о технической невозможности установки прибора учета предприятием не составлялся, потребителем в адрес предприятия не предоставлялся. Указала, что расчет производится исходя из нормативов потребления 4,88 м. куб. на 1 человека в месяц с применением повышающего коэффициента. Официальные письменные обращения Огурцова А.А. о перерасчете в адрес МУП «Владимирводоканал» не поступали, однако при отсутствии установленных в квартире приборов учета и акта о невозможности их установки, перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя не производится. Считает, что акт МКП г.Владимира «ЖКХ» об отсутствии технической возможности установки приборов учета горячего и холодного водоснабжения не может быть принят судом, поскольку он в нарушении Правил составлен без присутствия представителя услуг. Указала, что по своей фактической сути <адрес> является общежитием блочного типа, не смотря на формально присвоенный дому статус МКД, поэтому пользование водой предусмотрено только в местах общего пользования, в комнатах по спорному адресу не предусмотрены точки разбора воды. Сейчас по закону нет общежитий, все они приравнены формально в статус МКД. Истец мог обратиться к ним в организацию по вопросу установки прибора учета, и данный прибор был бы установлен в пределах блока на четыре комнаты, как сделали другие собственники помещений данного дома. В подтверждение правовой позиции представила акты о наличии технической возможности установки приборов учета в местах общего пользования, составленный в отношении других комнат <адрес>. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКП г.Владимира «ЖКХ», действующая на основании доверенности Спирина А.В., оставила разрешение вопроса по существу спора на усмотрение суда. Пояснила, что в силу ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», объект недвижимости по адресу: <адрес>, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим установленный действующим жилищным законодательством РФ для жилых многоквартирных домов. В ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» утв.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, собственниками помещений жилого многоквартирного <адрес> было принято решение об утверждении состава общего имущества дома, в перечень которого вспомогательные помещения (туалеты, душевые, кухни, коридоры и т.п.) не включены. Жилые комнаты по указанному адресу являются составной частью коммунальных квартир. В соответствии с п.33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв.Постановлением Правительства от 6.06.2011 №354 и Приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 28.08.2020 №485\пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», определено право абонента \ потребителя требовать от своей управляющей организации составить акт о невозможности установки приборов воды, газа, электроэнергии. Пояснила, что Малинин в интересах Огурцова обратился к ним, чтобы они выдали ему акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, в связи с чем, сотрудник организации вышел на место, составил акты, и они ему выдали данные акты. Считают, что это право потребителя было обратиться к ним, и они составили такие акты без представителя организации которая предоставляет услугу. С требованием опечатать спорное жилое помещение ни Огурцов А.А., ни его представитель Малинин А.Н. не обращались.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ №52-П от 2.12.2022, следует, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.
Кроме того, Конституция Российской Федерации относит к числу прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности (статья 8, часть 2; статья 35, части 1 - 3) и право на выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1). В частности, в статье 35 Конституции Российской Федерации закрепляется, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Приведенные гарантии неприкосновенности частной собственности и свободы передвижения распространяются и на отношения по предоставлению коммунальных услуг в жилищной сфере.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.
Конституция Российской Федерации относит к числу прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности (статья 8, часть 2; статья 35, части 1 - 3) и право на выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1). В частности, в статье 35 Конституции Российской Федерации закрепляется, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Приведенные гарантии неприкосновенности частной собственности и свободы передвижения распространяются и на отношения по предоставлению коммунальных услуг в жилищной сфере.
В нормативно-отраслевом плане отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), которое в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Сообразно этому федеральный законодатель, принимая Жилищный кодекс Российской Федерации и действуя в рамках предоставленной ему дискреции, разграничил полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области жилищных отношений и отнес установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также порядка расчета и внесения такой платы к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12).
При этом, установив непосредственно в Жилищном кодексе Российской Федерации обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.
Кроме того, Конституция Российской Федерации относит к числу прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности (статья 8, часть 2; статья 35, части 1 - 3) и право на выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1). В частности, в статье 35 Конституции Российской Федерации закрепляется, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Приведенные гарантии неприкосновенности частной собственности и свободы передвижения распространяются и на отношения по предоставлению коммунальных услуг в жилищной сфере.
В нормативно-отраслевом плане отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), которое в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Сообразно этому федеральный законодатель, принимая Жилищный кодекс Российской Федерации и действуя в рамках предоставленной ему дискреции, разграничил полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области жилищных отношений и отнес установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также порядка расчета и внесения такой платы к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12).
При этом, установив непосредственно в Жилищном кодексе Российской Федерации обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Регламентируя порядок расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель предусмотрел в Жилищном кодексе Российской Федерации в качестве общего правила расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157). В свою очередь, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления им отдельных видов коммунальных услуг, условия и порядок заключения соответствующих договоров должны также устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157).
Делегировав Правительству Российской Федерации полномочия по установлению соответствующего правового регулирования, федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), и одновременно исходил из того, что Правительство Российской Федерации при принятии в порядке делегированного регулирования нормативных актов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг, во всяком случае не может действовать произвольно, - оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых возможные ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг могут быть обусловлены защитой конституционно значимых ценностей, включая жизнь и здоровье граждан, а также право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 7; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статья 42 Конституции Российской Федерации).
Предоставление коммунальных услуг и порядок расчета платы за них регулируется Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (далее Правила)
В силу ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, при наличии технической возможности установки таких приборов размер платы за холодное водоснабжение рассчитывается исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета холодной воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (пп. «a(l)» п. 4 разд. I Приложения № 2 к Правилам).
П. 51 Правил предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В силу п. 50 Правил расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(l), 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 -27 приложения № 2 к настоящим Правилам.
П. 86 Правил предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
В силу п. 92 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, производится при одновременно предоставлении следующих документов:
документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя,
- акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Таким образом, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами (потребители) жилых помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
При временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу. Исключение - плата за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Перерасчет не производится, если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено в установленном порядке, а также в случае неисполнения потребителем обязанности по устранению неисправности прибора учета (п. п. 86, 88 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 354).
Заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 Правил).
К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета (за исключением обращения за перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами), а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил).
Такими документами могут, в частности, являться (п. 93 Правил):
копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их заверенные копии, а в случае оформления билетов в электронном виде - распечатка их на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа;
счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или его заверенная копия;
справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя на садовом или огородном участке, расположенном в границах ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Огурцов А.А. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: комната <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94)
Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Силков А.В., туристическое агентство «Солнечное лето» и Огурцовым А.А. был заключен догов о реализации туристического продукта №№, согласно которого, последнему была оказана услуга по бронированию и оплате комплекса услуг по перелету (туда и обратно) и проживанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отеле Алании FIRST CLASS HOTELL. (л.д.43-51)
ДД.ММ.ГГГГ Огурцовым А.А. была оформлена нотариальная доверенность, которой он уполномочивает Малинина А.Н. представлять его интересы. (л.д.4)
Согласно сообщений ФСБ России, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, гражданин Российской Федерации Огурцов А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. убыл авиасообщением ДД.ММ.ГГГГ из Российской Федерации в Турецкую Республику (<адрес>) через международный пункт пропуска Москва (Внуково), при этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о его пересечении территории Российской Федерации (обратно) ОПК ФСБ России в МАП Шереметьево не представлено. (л.д.36, 77, 107)
Согласно ответа на судебный запрос ИП Силков А.В., туристическое агентство «Солнечное лето», достоверной информации о возвращении Огурцова А.А. в Российскую Федерацию не имеет. (л.д.42)
ДД.ММ.ГГГГ истец в лице представителя Малинина А.Н. обратился к АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением на перерасчет электроэнергии, ГВС с октября ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно, по причине вылета из РФ, при этом приложил авиабилет.
На данное обращение, ДД.ММ.ГГГГ АО «ЭнергосбыТ Плюс» Огурцову А.А. был дан ответ, что порядок определения оплаты за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354, предоставленный акт не подтверждает отсутствие технической возможности установки общего квартирного прибора учета горячей воды, предоставленный посадочный талон не подтверждает дату начала периода временного отсутствия, а также отсутствует документ, подтверждающий дату его окончания. Ссылаясь на п.91 Правил, если предоставленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере, указало, что основания для перерасчета отсутствуют. (л.д.8)
В судебном заседании представитель ответчика Алешина Ю.А. пояснила, что основной причиной данного отказа послужило то, что истец обратился к ним за перерасчетом не до момента начала его временного отсутствия, а лишь ДД.ММ.ГГГГ, весте с тем, это не мешает ему вновь обратится к ним за перерасчетом в течении 30 дней с момента его прибытия, что не будет противоречить требованиям п. 91 Правил.
В материалы дела представлен расчет задолженности за коммунальные услуги, согласно которого по спорному адресу имеется задолженность, данный расчет сторонами по делу не оспаривается.(л.д.87-93)
Также, в материалы дела представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого МКП г.Владимира «ЖКХ» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета горячего и холодного водоснабжения, по адресу: комната <адрес>. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки приборов учета ИПУ, ХВС и ГВС отсутствует, поскольку необходима реконструкция существующих внутридомовых инженерных систем. Акт составлен инженером Коршуновым И.С. в отсутствии иных лиц. (л.д.121)
В материалы дела представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого МКП г.Владимира «ЖКХ» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета электрической энергии, по адресу: комната <адрес>. В результате обследования установлено, что техническая возможность установки приборов учета электрической энергии отсутствует, поскольку необходима реконструкция существующих внутридомовых инженерных систем. Акт составлен инженером Калининым И.А. в отсутствии иных лиц. (л.д.17)
На обозрение суда представлен и акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого МУП «Владимирводоканал» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки (ИПУ), по адресу: комната <адрес>. В результате обследования установлено, что установка ИПУ возможна в местах общего пользования. (л.д.10)
Представитель МУП «Владимирводоканал» Шумова М.А., в судебном заседании возражала против актов обследования МКП г.Владимира «ЖКХ», полагала их незаконными поскольку, обследования были проведены в отсутствие представителя услуг, считает, что составление акта, это исключительная обязанность исполнителя, а не управляющей организации.
Согласно п.п. к(3)) п.33 Правил, потребитель имеет в том числе право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
При этом согласно Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Вместе с тем, как установлено судом, МКП г.Владимира «ЖКХ» данное требование при составление выше указанных актов исполнено не было, что ставит под сомнение правомочность данных актов.
Кроме того, в материалы дела представителем МУП «Владимирводоканал» Шумовой М.А., в подтверждение правовой позиции представлены акты о наличии технической возможности установки приборов учета в местах общего пользования, составленные в отношении других комнат <адрес>. (л.д.122-126)
В судебном заседании был допрошен специалист Куфтин Н.Ф., который пояснил суду, что с целью обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки ИПУ по адресу комната <адрес> он ДД.ММ.ГГГГ выходил на встречу непосредственно с представителем истца, они прошли по местам общего пользования убедились в возможности установки приборов учета. Пояснил, что возможности установки счетчика имеются, поскольку открыты стояк горячей и холодной воды в местах общего пользования размещены кухня, туалет и мойка, доступ к установки, обслуживанию, эксплуатации имеется, стояки ничем не закрыты. К комнате истца они подходили, но его представитель дверь не открыл, сказал, что у него нет ключей. При этом была выявлена водопроводная труба, металлопласт подведен в данную комнату, вентиль был закрыт, доступа к нему при обследовании они не имели, поскольку дверь в помещение была закрыта.
По результатам обследования МУП «Владимирводоканал» составлен акт в лице начальника УОРИП ЦПУ Лаврентьева А.В., инженера ЦПУ Куфтина Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки ИПУ, в результате обследования установлено, что установка ИПУ возможна в местах общего пользования. (л.д.158-161)
Из сообщения администрации г.Владимира УМИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным реестра муниципальной собственности г.Владимира, ЕГРН и архитектурно –планировочным показателям технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание, расположенное по адресу: <адрес>, является общежитием.
Согласно установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, в силу ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», объект недвижимости по адресу: <адрес>, утратил статус общежития и к нему применяется правовой режим установленный действующим жилищным законодательством РФ для жилых многоквартирных домов.
Кроме того в материалы дела представлены сведения из МКП г.Владимира «ЖКХ», что по адресу: <адрес>, в том числе в комнате №, точек разбора, предназначенных для услуг водоснабжения и водоотведения в жилых помещениях – комнатах, не имеется.
Суд полагает, что указанные выше обстоятельства в том числе подтверждают, что указанный выше жилой дом по своим техническим параметрам не смотря на то, что имеет статус МКД – является по сути общежитием, и в его комнатах не могут быть индивидуально установлены приборы учета, поскольку общежитие является блочного типа, приборы учета могут быть установлены на блок (четыре комнаты (квартиры)).
Учитывая, что в спорном жилом помещении, в местах общего пользования может быть установлен индивидуальный прибор учета потребляемой услуги, то основания для перерасчета водоснабжения отсутствуют.
Истцом в материалы дела также представлены скриншоты его обращения в адрес ответчика МУП «Владимирводоканал» с просьбой произвести перерасчет, однако из представленных скриншотов не усматривается дата такого обращения. Стороной ответчика в свою очередь говорится об отсутствии информации обращения истца в их адрес, в связи с чем, данные скриншоты не могут быть приняты как достоверное доказательство по делу, и оценены судом с дочки зрения объективности.
Вместе с тем, истцом в материалы дела не представлено иных доказательств не использования спорного жилого помещения, поскольку выезд истца за пределы РФ не ограничивает его прав как собственника распорядиться своим имуществом, например, сдать его в пользование третьим лицам. В управляющую организацию с заявлением опечатать квартиру он не обращался, иных доказательств подтверждающих, что его жилым помещением и спорными коммунальными услугами никто не пользуется истцом не представлено.
Анализируя указанные выше обстоятельства с учетом требований установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354, поскольку перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя, учитывая, что истец обратился к ответчику Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» после начала периода его временного отсутствия, при этом заблаговременно зная приобретая путевку в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года, что уедет, не будет проживать в жилом помещении, в том числе заблаговременно оформив нотариальную доверенность на своего представителя, суд находит требования истца основанные не на законе. Вместе с тем, права истца в сложившейся ситуации ничем не нарушены, поскольку он имеет право после окончания периода временного отсутствия в течение 30 дней реализовать свое право на перерасчет спорных коммунальных услуг, предоставив документ подтверждающий продолжительность периода временного отсутствия и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Довод истца о том, что он не намерен возвращаться на территорию Российской Федерации, в связи с чем, ответчики должны принять непосредственно во время периода временного отсутствия его заявление на перерасчет и прекратить вовсе начислять ему плату за спорные платежи, судом отклоняется, поскольку данный довод носит предположительный характер.
Довод истца, основанный на том, что он в будущем намерен продать жилое помещение и у него будет отсутствовать возможность реализации права на перерасчет, также судом отклоняется, поскольку продажа квартиры вытекает из иных правоотношений.
На основании изложенного требования истца об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, подогрев воды, водоснабжение и водоотведение с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу в связи с отсутствием фактически оказанных услуг, надлежит отказать.
Поскольку судом отказано в удовлетворения основного требования, то вытекающие из него второстепенные требования также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Огурцова Андрея Александровича к Владимирский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Т Плюс», МУП «Владимирводоканал» о защите прав потребителей, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Егорова
Мотивированное решение изготовлено 4.12.2023 г.