Дело № 2-713/2020
25RS0001-01-2019-007212-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 г. г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.,
при секретаре Матченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) в лице Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой, третье лицо Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю
о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, согласно которому в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обустройства и оснащения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Краскино (МАПП «Краскино»), расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, 30 км по направлению к Государственной границе Российской Федерации с КНР, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 26.09.2018. Согласно ст. 37, 38 Закона № 69-ФЗ руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. 08.10.2018 г. генеральному директору ООО «Автомобильный переход Краскино» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации при функционировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которое рассмотрено, доводы, изложенные в представлении, подтвердились. Вместе с тем, по состоянию на 26.11.2019 г. меры по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства не приняты, нарушения не устранены, о чем свидетельствует акт обследования Приморской транспортной прокуратурой пункта пропуска от 28.10.2019 г. Ежедневно МАПП «Краскино» пересекает более 1 500 человек, 50 грузовых транспортных средств, 40 пассажирских автобусов. Несоблюдение законодательства о пожарной безопасности создает опасность причинения вреда здоровью граждан и может создать условия к человеческим жертвам в случае возникновения пожара. Приморский транспортный прокурор просит суд обязать ООО «Автомобильный переход Краскино» установить при входе в помещение электрощитовой здания-модуля пассажирского направления многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино, расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, 30 км по направлению к Государственной границе Российской Федерации с КНР, противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI30, а также организовать проведение проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (три пожарных шкафа) в здании-модуле пассажирского направления многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино, расположенного по адресу - Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, 30 км по направлению к Государственной границе Российской Федерации с КНР. В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ установить ООО «Автомобильный переход Краскино» срок исполнения решения суда - в течение 3 месяцев со дня его вступления в законную силу.
По заявлению ответчика от 10.03.2020 г. была произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) в лице Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой, поскольку на основании распоряжения территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 26.12.2019 г. № 385-р указанное недвижимое имущество с 09.01.2020 г. закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), что подтверждается актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 09.01.2020 г.
Представитель истца – помощник Приморского транспортного прокурора Шляхов В.В. полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Полагал, что представленный ответчиком акт не является доказательством проверки работоспособности противопожарного водопровода в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что вопрос об установке противопожарной двери решается, при поступлении финансировании работы будут выполнены. Полагала, что требования истца об организации проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода были проведены, о чем составлен акт.
Представитель третьего лица в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования Приморского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Приморской транспортной прокуратурой по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры, в соответствии с планом работы во втором полугодии 2018 г., совместно с представителями отдела надзорной деятельности по Пограничному району Управления надзорной деятельности по Приморскому краю проведена проверка исполнения законодательства в сфере обустройства и оснащения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Краскино (далее - МАПЛ «Краскино»), расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Краскино, 30 км по направлению к Государственной границе Российской Федерации с КНР.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Установлено, что на территории МАПП «Краскино» расположены два здания-модуля пассажирского и грузового направления, принадлежащие ООО «Автомобильный переход Краскино» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. №, №).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Закон № 69-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 2 Закона № 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии ст. ст. 37, 38 Закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, при этом руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. 5.6.4. Свода правил 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 г. № 288 - помещения производственного и складского назначения, технические помещения (серверные, электрощитовые и т.п.), выделяются противопожарными перегородками не ниже 1-го типа.
В соответствии с таблицей 23 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предел огнестойкости противопожарной перегородки 1-го типа должен составлять не менее EI45, при этом заполнение проемов в противопожарных преградах должно соответствовать 2 типу.
В силу таблицы 24 Закона № 123-ФЗ предел огнестойкости двери в противопожарных преградах 2 типа должен быть не ниже EI30.
В ходе выездной проверки 26.09.2018 г. Приморской транспортной прокуратурой установлено, что в помещении здания пассажирского направления МАПП «Пограничный» предел огнестойкости заполнения дверного проема (двери) электрощитовой менее EI30. Имеющаяся дверь выполнена из элементов деревянных конструкций и оббита жестью, не имеет прочного каркаса, специальных уплотнителей.
Пунктом 55 Правил установлено, что руководитель организации организует проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (три пожарных шкафа) в 2018 г., истекшем периоде 2019 г., в здании пассажирского направления МАПП «Краскино» не проведена.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 26.09.2018 г.
Согласно ст. 37, 38 Закона № 69-ФЗ руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
08.10.2018 г. генеральному директору ООО «Автомобильный переход Краскино» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации при функционировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которое рассмотрено, доводы, изложенные в представлении подтвердились.
Длительное непринятие мер по устранению выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может повлечь трагические последствия в случае возникновения пожара, а потому должны быть устранены.
Несоблюдение законодательства о пожарной безопасности создает опасность причинения вреда здоровью граждан и может создать условия к человеческим жертвам в случае возникновения пожара. Нарушение правил пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы безопасности граждан в зданиях, находящихся во владении ответчика, где ежедневно осуществляют трудовую деятельность должностные лица государственных органов, а также могут пребывать другие граждане, учитывая, что помещения МАПП «Краскино» являются местом общественного пользования, предназначены для посещения неопределенным кругом лиц.
Вместе с тем, по состоянию на 26.11.2019 г. меры по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства не приняты, нарушения не устранены, о чем свидетельствует акт обследования Приморской транспортной прокуратурой пункта пропуска от 28.10.2019 г.
Доводы ответчика о том, что ответчиком организовано проведение проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, проверка проведена, не нашли своего подтверждения.
Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
На основании изложенного, для проведения проверок работоспособности систем пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, оповещения и эвакуации при пожаре, дымоудаления и противодымной вентиляции и их элементов, а также заполнения проемов в противопожарных преградах в рамках вышеуказанной деятельности могут привлекаться организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России. В данном случае, все результаты проверки оформляются актом, форма которого утверждена приказом МЧС России от 28.05.2012 г. № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В случае проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п. 55 и 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, лицензия МЧС России не требуется. При этом форма акта проверки нормативными правовыми актами не установлена и определяется руководителем организации.
Пунктом 55 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Акт общего осмотра технического состояния объектов МАПП Краскино от 15.04.2020 г., а также акт проверки внутреннего пожарного водопровода от 28.05.2020 г., представленные ответчиком, не подтверждены технической документацией, используемой при проведении проверки, в том числе Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При таких обстоятельствах, вышеуказанные акты не могут свидетельствовать о надлежащем выполнении требований прокурора об организации проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода.
Иных доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, 30 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ EI30;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, 30 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 206 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░