Судья: Сергеева Л.В. | дело <данные изъяты> УИД <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> <данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляеве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по <данные изъяты> и <данные изъяты> об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, понуждении засчитать в страховой стаж периоды работы, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по <данные изъяты> и <данные изъяты> об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, понуждении засчитать в страховой стаж периоды работы, назначении пенсии.
В обоснование требований указала, что <данные изъяты> ФИО1 обратилась в ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении пенсии по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». <данные изъяты> ФИО1 выдан паспорт гражданина РФ. Поскольку документов из компетентного органа Республики Таджикистан, подтверждающих уплату страховых взносов и стаж работы ФИО1 представлено не было, решением ответчика от <данные изъяты> истцу было отказано в назначении пенсии по ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием права на указанный вид пенсии. <данные изъяты> в решение от <данные изъяты> были внесены изменения, указано о невозможности использования при оценке пенсионных прав ФИО1 материалов пенсионного дела, поступивших из Агентства социального страхования и пенсии при правительстве <данные изъяты>. Учитывая изложенное, просила: признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии от <данные изъяты>; обязать ответчика засчитать в страховой стаж периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском саду к/з им. «<данные изъяты>; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в д/х «<данные изъяты>; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в средней школе <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, назначить пенсию с даты возникновения права с <данные изъяты>.
Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены частично. Решение ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии ФИО1 признано незаконным; на ответчика возложена обязанность засчитать в страховой стаж ФИО1 периоды ее работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначить пенсию по ч.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с <данные изъяты>. В удовлетворении требований о назначении пенсии с <данные изъяты> отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного в той части, исковые требования в которой удовлетворены.
Представитель истца в заседании судебной коллегии возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с <данные изъяты>.
До <данные изъяты> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от <данные изъяты> N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от <данные изъяты> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
<данные изъяты> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <данные изъяты>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <данные изъяты> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от <данные изъяты>).
<данные изъяты> вступил в законную силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный <данные изъяты>, ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от <данные изъяты> № 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения".
В соответствии со статьей 19 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.
Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон приобретен и до вступления в силу настоящего Договора. (часть 2 статьи 19 Договора от <данные изъяты>).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Договора от <данные изъяты> пенсии, установленные до вступления в силу настоящего Договора, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 статьи 21 Договора от <данные изъяты> одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты>.
Как установлено судом, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты>, т.е. до вступления в законную силу вышеуказанного договора.
Истцом ответчику были представлены справки <данные изъяты> от <данные изъяты> о работе <данные изъяты>
Решением ответчика от <данные изъяты> отказано в назначении пенсии, поскольку справки не содержат основания выдачи, отсутствует нотариальный перевод справок и данные об уплате страховых взносов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истица обратилась к ответчику до вступления в законную силу Договора от <данные изъяты> в силу которого, прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты>, в отношении нее должно быть применено Соглашение от <данные изъяты>, а потому заявленные требования удовлетворил частично, признав решение ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии ФИО1 незаконным; возложив на ответчика обязанность засчитать в страховой стаж ФИО1 периоды ее работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначить пенсию по ч.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с <данные изъяты>, отказав в удовлетворении требований о назначении пенсии с <данные изъяты>.
Судебное постановление в части отказа в назначении пенсии с <данные изъяты>, никем из сторон не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы истицы и проверки законности решения в этой части (ч.2 ст. 237.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части признания решения ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии ФИО1 незаконным; возложении на ответчика обязанности засчитать в страховой стаж ФИО1 периоды ее работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначить пенсию по ч.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с <данные изъяты>, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в указанной части, поскольку при разрешении вопроса о включении спорных периодов работы истицы в стаж, ответчик должен был руководствоваться действующим Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты>.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <данные изъяты> и <данные изъяты> без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>