Решение по делу № 2а-434/2018 от 29.01.2018

№ 2а-434/2018    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Саранск 20 февраля 2018г.

Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной, с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания А.А.Наумовой,

помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Шакурова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации,

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, жилищного законодательства и законодательства в сфере ЖКХ, в ходе которого выявлен сайт с URL-адресом: https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, для свободного доступа неограниченного круга лиц информации с информацией о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды и электроэнергии. При открытии указанного сайта появляется графическое и текстовое изображение с содержанием информации о ценах и конкретных данных продавцов для покупки магнитов для остановки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов. Доставка товара осуществляется в населенные пункты по всей территории Российской Федерации, при этом вход на сайт свободен, регистрация не требуется.

На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ заявитель просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети Интернет с URL-адресом: https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию решения на исполнение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Шакуров Р.Р. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явился, извещен своевременно и надлежаще.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, при этом представитель предоставил отзыв и заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

Суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во исполнение положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Подпунктом «г» пункта 34 вышеуказанных Правил (в ред. от 09.09.2017г.) установлено, что в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Также п.п. «г» п.35 вышеуказанных Правил предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В соответствии с положениями частей 1,2 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 №261-Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, установлен запрет на распространение информации о способах остановки счетчиков коммунальных ресурсов и о продаже устройств для остановки счетчиков.

При этом ответственность за использование продукции - магнитов для остановки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также распространение данной информации (ст. 165 Уголовного кодекса РФ, ст. 7.27.1 КоАП РФ), являются уголовно-наказуемыми деяниями.Из смысла приведенных норм следует запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования магнитов для остановки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.

В соответствии с п.п. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Как установлено при рассмотрении дела, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайте: https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков коммунальных ресурсов, а также сведения, пропагандирующие такие противоправные действия.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей граждан к приобретению и использованию магнитов для остановки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний.

При этом в ходе проверки установлено, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации.

Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются распечаткой с сайта https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html. Информация на сайте очевидно и бесспорно носит незаконный характер, имеет противоправные цели, для определения характера данной информации не требуются специальные познания.

Поскольку вышеуказанный информационный ресурс способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, что свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений Российской Федерации, суд приходит к выводу, что указанный информационный материал подпадает под требование закона об ограничении доступа к информации, в связи с этим, его следует признать запрещенным к распространению в Российской Федерации.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправные действия, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе такой информации. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной.

При данных обстоятельствах, заявление прокурора о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ установлено создание единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.

Судом установлено, что в Едином реестре Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сайт с доменным именем https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, как содержащий информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, не значится.

Получить информацию о владельцах и администраторах указанного сайта не представилось возможным, поскольку их идентификационные данные скрыты в соответствии с требованиями закона Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Вместе с тем, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна в судебном порядке, итоговым результатом рассмотрения дела являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Таким образом, признав материалы, размещенные в сети «Интернет» по электронному адресу: https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, копию вступившего в законную силу решения необходимо направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенные в сети «Интернет» с URL -адресом: https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателей страниц сайта https://teplyhouse.ru/faq/dejstvie-magnita-na-vodnyj-schetchik.html в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                      И.Н.Фомкина

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2018г.

2а-434/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Саранск
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Дело на странице суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
29.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
31.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее