ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 августа 2019 года по делу №
Судья ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтуллаевой З.А.,
судей Алиевой Э.З. и Ташанова И.Р.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ ОПФР по РД ФИО5 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления ГУ ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> об отказе в назначении истцу пенсии по инвалидности.
Обязать ГУ ОПФР по РД назначить ФИО1 пенсию по инвалидности вследствие военной травмы (причина инвалидности - заболевание радиационно-обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска) со дня обращения».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО7, выслушав объяснения представителя ГУ ОПФР по РД ФИО5, просившего решение суда отменить, истца ФИО1 и его представителя ФИО6, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по РД о признании незаконным решения Управления ГУ ОПФР по РД в <адрес> г.Махачкалы от 06.02.2019г. об отказе в назначении пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности (II группа, причина инвалидности - заболевание радиационно-обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В обоснование исковых требований указал, что вышеуказанным решением ему отказано в назначении пенсии по инвалидности, поскольку основания для назначения ему двух пенсий нет. Отказ ответчика полагает незаконным. Он являлся военнослужащим-ликвидатором последствий аварии на Семипалатинском ядерном полигоне в населенном пункте Чаган, относящемся к зоне чрезвычайного радиационного риска. Причиной инвалидности в выданных ему документах указано: заболевание радиационно-обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Указанная формулировка подлежала классификации в качестве военной травмы, что является основанием для назначения второй пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ОПФР по РД ФИО5 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что инвалидность по военной травме истцу не установлена, а основания для назначения второй пенсии на общих основаниях у него отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 - ФИО6, указывая на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцу ФИО1 24.09.2018г. повторно бессрочно установлена инвалидность II группы, что подтверждается справкой МСЭ-003 №.
Решением ответчика от 06.02.2019г. отказано в назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы по тем основаниям, что инвалидность по военной травме ему не установлена, а основания для назначения второй пенсии на общих основаниях у истца отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от <дата> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с ч. 2 ст. ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно п. 94 Постановления Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировкой «военная травма», среди прочего, если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности.
Однако в выданной ФИО1 справке МСЭ-003 № в графе «причина инвалидности» указано только: « заболевание радиационно-обусловлено, получено:», далее запись обрывается.
Таким образом в ней не указана причина инвалидности истца, как военная травма. Указанная справка не оспорена и не признана незаконной.
Нельзя согласиться с выводом суда о том, что развернутая формулировка в полном бланке справки МСЭ-003 № позволяет классифицировать причину инвалидности истца как «военная травма».
Однако и из указанной справки не следует, что причиной инвалидности истца является военная травма. В ней указана причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы».
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ N 166 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ N 166 от <дата> "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом N 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от <дата> N 166-ФЗ).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата> N 17 утверждено разъяснение N 1 от <дата> "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя различные формулировки, в том числе военная травма; заболевание получено в период военной службы.
Согласно п. 7 данных разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений), травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 8 разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Рассматриваемые разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие, разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влекут не тождественные правовые последствия. Для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмотрено.
Инвалидам вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 173-ФЗ и п. 2 ст. 3 Закона N 166-ФЗ предоставлено право на получение одной пенсии по выбору: пенсия по инвалидности (пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 166-ФЗ), либо пенсия по старости (ст. 17 Закона N 166-ФЗ), либо трудовая пенсия по старости со снижением возраста на 10 лет (ст. 30 Закона N 1244-1).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, не учел вышеуказанные нормы закона и обстоятельства того, что истец он не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Учитывая, что истец не являлся инвалидом вследствие военной травмы, судебная коллегия приходит к выводу, что правильным является отказ ответчика в назначении ему пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.
В связи с чем решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о признании решения Управления ГУ ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> об отказе в назначении истцу пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности вследствие военной травмы (причина инвалидности - заболевание радиационно-обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска) со дня обращения, отказать.
Председательствующий:
Судьи: