Дело № 2-2977/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой И. Н. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «XXXX» Минобороны РФ о признании права проживания на условиях договора социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась с требованиями о признании за ней права проживания в квартире, расположенной по адресу: XXXX, на условиях договора социального найма, признании за ней права собственности в порядке приватизации на указанную квартиру, ссылаясь на то, что квартира была предоставлена ее супругу Полякову В. П., что подтверждается ордером XXXX, выданным на основании протокола жилищной комиссии в/ч XXXX от ДД.ММ.ГГ Истица была вселена в квартиру в качестве члена семьи нанимателя. ДД.ММ.ГГ между супругом истицы и Уссурийской КЭЧ на данную квартиру был заключен договор найма, при заключении договора сотрудники Уссурийской КЭЧ ордер и протокол жилищной комиссии изъяли. ДД.ММ.ГГ супруг умер. Военный городок XXXX, в котором расположен дом, распоряжением Правительства РФ от 27.09.2012 г. № 1801-р исключен из перечня закрытых военных городков. Поскольку правоотношения по пользованию жилым помещением возникли до введения в действие ЖК РФ, при определении их правовой природы следует руководствоваться положениями ЖК РСФСР и иными актами, которыми регулировались жилищные отношения в период его действия. Анализ положений ст.ст. 10, 47, 51, 53, 101 ЖК РСФСР, а также Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1075 г. № 285 позволяет сделать вывод о том, что на момент предоставления квартира служебной не являлась, была предоставлена супругу истицы и ей как нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 69, 82 ЖК РФ истица имеет право пользования квартирой на условиях договора социального найма, вправе получить квартиру в собственность на основании договора приватизации. Предусмотренных законом оснований для отказа в приватизации не имеется.
В судебном заседании представители истицы по доверенности Кудряшова Г.И., по ордеру Воронько Ю.Г. на требованиях настаивали, пояснили, что на момент предоставления жилья истица и ее супруг состояли в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, оба нуждались в жилом помещении, в ответе Министерства обороны РФ указано, что передача жилья в собственность возможна по решению суда.
Представитель Минобороны РФ в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что Министерство обороны не уполномочено передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, а также отчуждать имущество, находящееся в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Министерство обороны не принимало решения об исключении квартиры из числа служебных, нарушение порядка отнесения жилого помещения к числу служебных не позволяет отнести такое жилое помещение к фонду социального использования.
Представителем ФГКУ «XXXX» Минобороны РФ также направлено возражение на иск, в котором просит в иске отказать, т.к. в соответствии с электронной базой данных казарменно-жилищного фонда квартира имеет статус служебного жилого помещения. Квартира предоставлялась супругу истицы в качестве служебной на период трудовых отношений с Министерством обороны РФ. На момент предоставления жилья действовал приказ Минобороны СССР № 288 от 10.11.1979 г., в соответствии с которым гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными жилыми помещениями. Данная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГ по делу XXXX. До ДД.ММ.ГГ года квартира находилась на территории закрытого военного городка, изменение статуса населенного пункта не является основанием для исключения квартиры из перечня служебных. Жилые помещения жилого фонда Минобороны РФ являются специализированными жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания. Решение об исключении квартиры из числа служебных жилых помещений не принималось. Истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, с заявлениями о принятии его на учет не обращалась, нет сведений о том, что она признавалась нуждающейся ранее, что она является военнослужащей либо состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. Отсутствие регистрации жилого помещения в качестве служебного не опровергает его принадлежность к специализированному жилому фонду. В силу положений ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона (31.01.1998 г.) признаются юридически действительными при отсутствии регистрации, таковая производится по желанию правообладателей. Ответчик не наделен полномочиями по совершению сделок с недвижимым имуществом.
Выслушав представителей истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Часть 1 статьи 28 и часть 1 статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР предусматривали, что право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В силу части 1 статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.
Согласно ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, регулировались, в том числе, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", который устанавливал порядок и правила обеспечения жильем как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, названных в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Согласно данному приказу рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечиваются жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставляются служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделяются 3% жилой площади.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, проживающие в городах и поселках городского типа, обеспечивались жилой площадью исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на общих основаниях. Выделение жилой площади для обеспечения указанной категории рабочих и служащих в отдельных случаях могло производиться также за счет жилого фонда Министерства обороны СССР по решениям командующих войсками военных округов, округов ПВО, флотами, а для рабочих и служащих центрального аппарата Министерства обороны СССР - по решению Министра обороны СССР и его первых заместителей.
Рабочие и служащие хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны СССР обеспечивались жилой площадью также и за счет жилого фонда этих предприятий и организаций.
Рабочие и служащие торгово-бытовых предприятий военной торговли (военторгов), размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью за счет жилого фонда военторгов и гарнизонов, а предприятий, размещенных в городах и поселках городского типа, - исполкомами местных Советов депутатов трудящихся и за счет жилого фонда военторгов.
Таким образом, приказом предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
В приказе указывалось, что заселение жилой площади производится по ордерам. Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР, в том числе построенную для хозрасчетных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закрепленную за Министерством обороны СССР в домах местных Советов, министерств и ведомств, производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В судебном заседании установлено, что указанная квартира была предоставлена супругу истицы Полякову В.П. по ордеру XXXX, выданному на основании протокола от ДД.ММ.ГГ в\ч XXXX – данное обстоятельство подтверждается договором найма жилого помещения, заключенным ДД.ММ.ГГ между Уссурийской КЭЧ и Поляковым В.П. Оснований полагать, что ордер отсутствовал, не имеется.
В договоре найма, поквартирной карточке нет указания на то, что квартира является служебной.
Данных о включении квартиры в число служебных в установленном порядке, не имеется.
Сведения о том, что квартира является служебной в электронной базе данных казарменно-жилищного фонда, не подтверждают тот факт, что квартира является служебной.
Согласно положениям абз. 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военный городок N 86, в котором расположен жилой дом, был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 349-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р", т.е. уже после предоставления жилья.
Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2012 г. № 1801-р исключен из перечня закрытых военных городков.
Поскольку квартира находится в составе государственного жилищного фонда, сведений о том, что квартира является служебной не имеется, из вышеизложенного с учетом положений ст. 82 ЖК РФ следует, что истица пользуется квартирой на условиях договора социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
В настоящее время истица является единственным нанимателем квартиры.
В силу ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно выписке из ЕГРН права собственности на квартиру не регистрировались.
По сведениям КГКУ «Управления землями и имуществом на территории Приморского края», управления Росреестра, истица объектов недвижимости, приватизированных квартир на территории Уссурийского городского округа не имеет.
Оснований для отказа в приватизации, установленных в ст. 4 Закона, нет.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Поляковой И. Н. право проживания в квартире, расположенной по адресу: XXXX, на условиях договора социального найма.
Признать за Поляковой И. Н. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: XXXX.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Степанова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2017 г.