Дело № 33-4369/2024
Суд первой инстанции дело № 2-944/2023
УИД 59RS0042-01-2023-001466-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 18.04.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Новоселовой Д,В.
судей Владыкиной О.В., Шабалиной И.А.
при ведении протокола секретарем Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ушаковой Людмилы Валентиновны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанности произвести капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 18.12.2023.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушакова Л.В. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей.
Исковые требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения №** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. ****. На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещения № 2 от 16.11.2023 истец избран председателем совета многоквартирного дома. Собственники многоквартирного дома формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Регион".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и работ по капитальному ремонт общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта утверждена постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288п.
Указанной региональной программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: г.Чернушка, ул. **** в период с 2018 по 2020 годы работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома, капитального ремонта кровли; в период 2021-2023 годов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: ремонту внутренних инженерных систем электроснабжения, капитального ремонта подвала.
24.01.2019 по заказу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" обществом с ограниченной ответственностью "Пермэнерго-Аудит" был подготовлен технический отчет обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. ****.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.7 техническое состояние цоколя, инженерных сетей электроснабжения оценивается как неудовлетворительное.
Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 №СЭД-24-03-23-ПР-7, от 15.06.2023 №24-04-01-04-195 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в 2021-2023 годы. В краткосрочный план на 2021-2023 годы был включен многоквартирный дом по адресу: г. Чернушка, ул. ****, капитальный ремонт системы электроснабжения в срок до 31.12.2023.
В связи с тем, что работы по ремонту системы электроснабжения дома и подвала являются объемными и не были начаты по сегодняшний день, советом многоквартирного дома было направлено письмо в адрес некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о предоставлении информации по какой причине капитальный ремонт системы электроснабжения еще не начат.
07.09.2023 в адрес истца поступил ответ, согласно которому у Фонда отсутствуют основания для проведения капитального ремонта дома.
Жителями многоквартирного дома решение о переносе срока капитального ремонта на более поздний период не принималось, собрания по данному поводу не проводились.
Ранее решением Чернушинского районного суда Пермского края от 04.07.2023 исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворены. На некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №**, расположенного в г. Чернушка по ул. ****.
Истец просит суд возложить на ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка, путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществить контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме. Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Регион» обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту внутридомой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае». Возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту внутридомой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 18.12.2023
Исковые требования Ушаковой Людмилы Валентиновны удовлетворены.
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ушаковой Л.В. в полном объеме. В обоснование доводов указала на то, что имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований по аналогичным основаниям. Данным решением 24.10.2023 № **/2023 установлено отсутствие обязанности Фонда досрочно производить капитальный ремонт крыши. Оно подтверждает неправильность применения норм материального права судом, поскольку работы должны производится не ранее назначенного срока. Присуждение к исполнению обязанности в натуре юридически невозможно для данного требования, поскольку исполнение такой обязанности будет противоречить Постановлению № 328-П. Фонд не должен нести гражданско-правовую ответственность, поскольку не нарушает обязательств по указанному истцом договору, не создал оснований для возникновения внедоговорной ответственности. Исполнение обязанности в натуре невозможно также и по объективным причинам. Фонд является исполнителем региональной программы, но исполняет её путем соответствующих договоров с подрядными организациями. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Фонд не осуществляет строительную деятельность, не обладает необходимыми критериями для ее осуществления, не является поставщиком подрядных работ. Проведение работ по данному многоквартирному дому возможно при условии субсидирования и за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера вноса на капитальный ремонт, в соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку Фонд стремится исполнять региональную программу таким образом, чтобы потребности собственников общего имущества в многоквартирных домах были удовлетворены надлежащим образом. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. На основании Постановления Правительства Пермского края от 28.04.2023 г. № 327-П региональная программа № 288-П отменена, сроки, установленные ранее действующей программой являются недействительными. В связи дефицитом средств, Постановлением Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 328-П утверждена новая региональная программа капитального ремонта на 2024-2072 год. Капитальный ремонт подвальных помещений спорного многоквартирного дома будет произведён в 2072-2074 годах, ремонт системы электроснабжения 2072-2074 г., на дату обращения истца с иском в суд и на дату принятия судебного акта срок не истек.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
На основании части 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
На основании части 2 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее по тексту - Закон от 11.03.2014 года № 304-ПК) региональным оператором на территории Пермского края является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Согласно положениям статьи 22 Закона от 11.03.2014 года № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
Согласно положениям статьи 24 Закона от 11.03.2014 года № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.
Судом при рассмотрении спора установлено, что Собственником жилого помещения № ** по адресу: **** является истец Ушакова Л.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 97-99 том № 1).
В соответствии с техническим паспортом жилой дом № ** по ул. ****, г. Чернушка, является домом 1985 года постройки, число этажей 9, имеет 108 квартир (л.д.160-173 том № 1).
16.11.2023 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** в форме очного голосования председатель совета МКД уполномочен быть представителем интересов собственников МКД бессрочно по всем вопросам во всех органах, в том числе во всех судах со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу. Председателем совета многоквартирного дома избрана Ушакова Л.В. (л.д. 23-26 том № 1).
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, год ввода в эксплуатацию 1985, по адресу:****.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года №СЭД-24-03-23-ПР-7 утвержден краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2021-2023 годы.
Согласно постановлению Правительства Пермского края № 388-п от 26.05.2023 года внесены изменения в приложение 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы. Плановый период ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома и подвала по адресу: ****, 2021-2023 годы (л.д. 33-35 том № 1).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2023 года № 24-04-01-04-195 внесены изменения в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Плановая дата завершения работ 31.12.2023 года (л.д. 39-41том № 1).
Согласно постановлению Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года № 681-261-01-04 принято решение о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственниками помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п, в соответствии с перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Чернушинского городского округа, подлежащих капитальному ремонту общего имущества. В перечне значится дом № ** по ул. ****, г. Чернушка.
Согласно техническому отчету ООО "Промэнерго-Аудит" № 491, 2019 год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. ****, 1985 года постройки техническое состояние инженерных сетей электроснабжения отмостки, цоколя, лестниц, крылец оценивается как неудовлетворительное, физический износ здания составляет 26 % (л.д.42-89 том №1).
Из акта приемки выполненных работ по оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: г. Чернушка, ул. **** от 14.05.2019 года работы по оценке технического состояния многоквартирного дома выполнены и приняты (л.д. 62об-63 том № 3).
Совет дома № ** по ул. ****, г. Чернушка направил в адрес НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" письмо с просьбой предоставить информацию по какой причине работы по капитальному ремонту системы электроснабжения и подвала не начаты (л.д. 27 том № 1).
07.09.2023 года НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд) в адрес Ф. направил информацию, из которой следует, что решение о проведении капитального ремонта систем электроснабжения и ремонта подвальных помещений в адрес регионального оператора не поступало, в связи с чем, основания для поведения мероприятий по капитальному ремонту в данном многоквартирном доме у Фонда отсутствуют (л.д. 28 том № 1).
До настоящего времени НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» свои обязательства по проведению работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, капитальному ремонту подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. **** не выполнил, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Решение о проведении капитального ремонта в адрес регионального оператора поступало, что подтверждается постановлением № 681-261-01-04 от 29.04.2020 года Администрации Чернушинского городского округа "О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", размещенным на официальном сайте администрации Чернушинского городского округа, а также карточкой о регистрации документа от 29.05.2020 года входящий СЭД-02-04-вх-279.
Установленные сроки проведения работ собственниками не переносились, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суд, разрешая спор, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом Ушаковой Л.В. исковых требований, принимая во внимание изложенные выше нормы права, а так же отсутствие со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» действий направленных на выполнение работ по капитальному ремонту.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Региональный оператор является специализированной некоммерческой организацией, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (часть 1 - 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом указанной нормы и вышеприведенных норм права, на ответчика, как регионального оператора, действующим законодательством возложена обязанность по организации и своевременному проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Такой краткосрочный план, в который включен спорный многоквартирный дом, был утвержден Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года №СЭД-24-03-23-ПР-7.
Ссылка ответчика на то, что срок проведения капитального ремонта по спорному МКД не наступил, поскольку Постановлением Правительства Пермского края N 328-П от 28.04.2023 утверждена новая программа капитального ремонта сроком с 2024 г. по 2072 г. подлежит отклонению исходя из следующего.
Как верно установил суд первой инстанции, многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, согласно которой в указанном многоквартирном доме запланированы следующие виды работ по капитальному ремонту в соответствующие периоды: в период 2021-2023 годов ремонт внутренних инженерных систем электроснабжения, капитальный ремонт подвала.
Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 №СЭД-24-03-23-ПР-7, от 15.06.2023 №24-04-01-04-195 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в 2021-2023 годы. В краткосрочный план на 2021-2023 годы был включен многоквартирный дом по адресу: г. Чернушка, ул. ****, капитальный ремонт системы электроснабжения в срок до 31.12.2023.
В Постановлении от 12.04.2016 N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 статьи 180 и части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта (пункт 7.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П).
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что взносы на капитальный ремонт спорного МКД перечисляются собственниками на счет регионального оператора, которым является ответчик, необходимость проведения капитального ремонта МКД подтверждена документально, ответчиком не опровергнута, при этом надлежащих доказательств подготовки и выполнения капитального ремонта Фондом в материалы дела не представлено, учитывая, что установленные ранее действовавшими Региональными программами сроки проведения капитального ремонта истекли, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, определив срок для проведения ремонтных работ в шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что неисполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта системы эелектроснабжения и подвала в первоначально установленный Региональной программой срок проведения капитального ремонта со ссылками на продление сроков капитального ремонта последующей Программой, нарушает права собственников МКД на безопасные и комфортные условия проживания.
Согласно техническому отчету ООО "Промэнерго-Аудит" № 491, 2019 год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. ****, 1985 года постройки, техническое состояние инженерных сетей электроснабжения отмостки, цоколя (подвала), лестниц, крылец оценивается как неудовлетворительное,
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об изменении сроков проведения капитального ремонта в связи с принятием Правительством Пермского края новой Региональной программы Постановлением N 328-П, суд апелляционной инстанции не принимает с учетом вышеприведенных норм права, наличия у собственников права требовать проведения капитального ремонта в случае необходимости до истечения предусмотренных Региональной программой предельных сроков проведения капитального ремонта (пункт 9 Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 г. № 289-П)
Истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства неудовлетворительного состояния системы электроснабжения и цоколя.
Доказательств, опровергающих заключение ООО "Промэнерго-Аудит" о неудовлетворительном состоянии системы электроснабжения и цоколя, а так же доказательств возможности их дальнейшего безопасного функионирования до даты установленной Постановлением Правительства Пермского края N 328-П от 28.04.2023, которым срок капитального ремонта перенесен на 50 лет (2072-2074), заявителем жалобы не приведено.
Ссылки ответчика относительно неисполнимости решения суд апелляционной инстанции не принимает во внимание как основанные на неправильном понимании ответчиком существа требований истца, согласно которым истец просит возложить на Фонд капитального ремонта Пермского края не обязанность провести капитальный ремонт МКД, а организовать проведение таких работ.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что Фонд не располагает достаточным финансированием, что имеется задолженность собственников помещений по взносам, не являются основанием для освобождения Фонда от установленной законом обязанности проводить (организовывать) работы по капитальному ремонту МКД. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ), в том числе дополнительных взносов.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 18.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта в Пермском крае» без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное определение изготовлено 25.04.2024