Дело № 33-4326 судья Иванов Ю.И. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Лепской К.И., Лозиной С.П.,
при секретаре судебного заседания Х.А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Лепской К.И. дело по апелляционной жалобе Администрации города Кимры Тверской области на решение Кимрского городского суда Тверской области от 26 июля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Л.С.В., действующего в интересах М., М., М., М. и М. в порядке ст. 45 ГПК РФ удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кимры Тверской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно организовать водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения к границам земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенному по адресу: <адрес>, находящегося в общедолевой собственности М., М., М., М., М., установив срок исполнения решения суда 1 (один) год со дня его вступления в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Тверской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области отказать».
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор обратился в Кимрский городской суд Тверской области с иском в котором просил обязать Администрацию города Кимры Тверской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно организовать водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения к границам земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>, находящегося в общедолевой собственности М., М., М., М., М., установив срок исполнения решения суда 1 (один) год со дня его вступления в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по обращению М. о необеспечении земельного участка, выделенного для многодетной семьи, инженерными коммуникациями, установлено, что Администрацией г.Кимры согласно постановлению Администрации г.Кимры от 14.06.2013 года №-па предоставлен бесплатно в общую долевую собственность по 1/5 доли М., М., М., М., М. земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования «город Кимры», общей площадью 1000 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> Согласно договору № от 24.06.2013 года указанный земельный участок безвозмездно передан в общедолевую собственность вышеуказанным лицам. На момент предоставления земельного участка он не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой.
Проверка показала, что до настоящего времени вышеуказанный земельный участок инженерной инфраструктурой не обеспечен, в результате чегоистцы лишены права на полноценное строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке и последующего проживания в нем. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, может быть выполнена соответствующим образованием в порядке решения вопросов местного значения. Администрация города Кимры организует строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства для муниципальных нужд города Кимры, создает условия для жилищного строительства, обеспечивает развитие инженерной и транспортной инфраструктурой города Кимры. Вместе с тем, проверкой установлено, что конкретных мероприятий по обеспечению строительства инженерных сетей к земельному участку по адресу:<адрес>, принадлежащемуистцам Администрацией города Кимры не предпринято.
По вышеуказанным основаниям Кимрской межрайонной прокуратурой 20.01.2017 года главе администрации г. Кимры Тверской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и отклонено администрацией г. Кимры.
Из письменного ответа администрации г. Кимры Тверской области от 17.02.2017 № 932, поступившего в прокуратуру 20.02.2017 следует, что, по мнению администрации г. Кимры, согласно требованиям Земельного кодекса РФ (п. 6 ст. 39.5 и п.2 ст. 39.16) и Закона Тверской области от 07.12.2014 года №75 –ЗО на органы местного самоуправления не возлагается обязанность обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, однако, при этом Администрация ссылается на нормы земельного законодательства, действующие в настоящее время, а не на момент предоставления земельного участка семье М.
Истец считает, что Администрация г.Кимры не учитывает распоряжение Правительства Тверской области от 16.04.2013 года №167-рп, которым утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», согласно которому именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой.
Техническая возможность подключения выделенного земельного участка к системе водоснабжения, водоотведения и газоснабжения у Администрации г.Кимры имеется, ей было выдано предварительное разрешение на присоединение к сетям водопровода и канализации объектов капитального строительства индивидуальной жилой застройки, а также ей разработана и утверждена схема газоснабжения 180 земельных участков, расположенных в границах улиц <адрес>, в состав которых входит спорный земельный участок.
Однако, Администрация г.Кимры до настоящего времени не подготовила проектную документацию подключения земельного участка к указанным сетям.
В ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией г.Кимры не обеспечена транспортная доступность к земельному участку, несмотря на то, что исходя из норм земельного законодательства, действующих на момент предоставления земельного участка семье М., Администрация г.Кимры обязана была принимать меры по организации инженерной инфраструктуры еще на стадии предоставления земельного участка.
Администрация г. Кимры Тверской области сообщила, что в связи с отсутствием в бюджете города достаточных средств, муниципальной программой города Кимры Тверской области «Развитие дорожного хозяйства города Кимры Тверской области на 2017-2022 годы» предусмотрены средства на ремонт наиболее разрушенных участков дорог с интенсивным движением транспорта и не предусмотрены средства на проектирование и строительство новых дорог.
При таких обстоятельствах истец делает вывод о ненадлежащем исполнении администрацией города установленной законом обязанности по организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой, нарушении прав семьи М. на достойные условия проживания, учитывая, что земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставлялись для улучшения их жилищных условий.
Предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям и при отсутствии транспортной инфраструктуры, не является улучшением жилищных условий. Истцы с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры и дороги, обеспечивающих необходимый уровень жилищного благополучия.
В связи с изложенным, прокурор города Кимры просил обязать Администрацию города Кимры организовать строительство инженерных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, устройство автомобильной дороги к земельному участку по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме
Истцы М., М., М., М., М. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г.Кимры С.Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что исковые требования необоснованны в связи со следующим. В Законе Тверской области от 07.11.2011 года №75 – ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» не указано, что земельные участка, предоставляемые в собственность многодетным семьям на безвозмездной основе, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Исходя из положений Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительство РФ совместно с субъектами РФ и муниципальными образованиями должны разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, однако, не обязывает муниципальное образование обеспечивать необходимой инфраструктурой земельный участок. Полагает, что М., достоверно зная о том, что предоставляемый участок не обеспечен всеми необходимым коммуникациями, согласился на его выделение. В случае его отказа от земельного участка, Администрацией г.Кимры в течение 18 месяцев был бы предоставлен иной земельный участок. В связи с вышеизложенным, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, привлеченные к участию в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в материалах дела представлены возражения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерства финансов Тверской области и Правительства Тверской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Кимры Тверской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Апеллянт повторно указал, что земельный участок истцам был предоставлен в установленном законом порядке, при получении участка истцы претензий об отсутствии инфраструктуры не выражали, тем самым выразили согласие на получении участка именно в таком виде. Строительство инфраструктурных объектов к полномочиям Администрации города не относиться. Городских программ направленных на финансирование либо софинансирование строительства объектов инфраструктуры в настоящее время не разработано.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор Л.Л.В., истец М., представитель ответчиков Администрации г. Кимры Тверской области и Комитета по управлению имуществом г. Кимры - С.Д.В.
Остальные лица участвующие в деле не явились, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении слушанием дела не заявляли.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, заслушав участников процесса,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
По смыслу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент предоставления земельного участка) указывал на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Судом установлено, и доказательств обратного не представлено, что при предоставлении в собственность семье М., имеющего трех детей, земельного участка, администрация муниципального образования город Кимры не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п.6 ст.39.5 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16.04.2013 года № 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей».
Реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
В соответствии с указанным выше планом мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий «дорожной карты» возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 ЗК РФ, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ-"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими вопросы местного значения муниципального образования г.Кимры Тверской области.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельный участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
В соответствии со ст. 8 и ст. 32 Устава города Кимры Тверской области к полномочиям органов местного самоуправления города Кимры и администрации города Кимры относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Кимры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры города Кимры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры города Кимры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; организация в границах города Кимры электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кимры и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кимры, а также осуществление иные полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что на момент предоставления земельного участка, он не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктурой.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Минрегиона России от 09.09.2013 №372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что нормами закона установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер связанных с предоставлением земельных участков, в том числе определение и получение технических условий подключения инфраструктуры к передаваемым в рамках реализации программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, земельных участков, в связи с чем пришел к выводу, что со стороны администрации МО г. Кимры, имеет место бездействие по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке переданном истцам М., что свидетельствует о нарушении их социальных прав как граждан, относящихся к льготной категории граждан и создаются препятствия к осуществлению их прав по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, не повторяя их мотивов, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Довод жалобы, согласно которому при получении земельного участка М. был осведомлен об отсутствии инфраструктуры, не может повлечь отмену решения суда, поскольку, как было указано выше, в силу норм действующего законодательства Администрация г.Кимры Тверской области обязана еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, и осведомленность истцов, в том числе М., о невыполнении администрацией МО возложенных на нее обязанностей не может ущемлять их права по использованию земельного участка по его прямому назначению, направленному на улучшение жилищных условий семей имеющих трех и более детей.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, в жалобе не приведено, они основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную правовую оценку установленных судом обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на иск, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимрского городского суда Тверской области от 26 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кимры Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи К.И. Лепская
С.П. Лозина