№
10RS0№-23
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2024 года <адрес>
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Рочевой Е.А.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее Комитет) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее общество) об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что по жалобе жителя <адрес> по пр. А.Невского в <адрес> была проведена проверка и подтверждено, что пассажирский лифт в доме не работает, что управляющая компания ООО «Ресурс» не обеспечила исправность и работоспособность лифта. ДД.ММ.ГГГГ выдано ответчику предписание в течение 10 рабочих дней обеспечить исправность и работоспособность пассажирского лифта в <адрес> по пр. А.Невского в <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ лифт неисправен. Просит обязать ответчика в течение 10 рабочих дней обеспечить исправность и работоспособность пассажирского лифта в <адрес> по пр. А.Невского в <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ лифт неисправен.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 не присутствовала, в заявлении просила дело рассмотреть в свое отсутствие, на иске настаивала.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался путем направления почтовой корреспонденции по известному суду адресу, судебное извещение осталось невостребованным ответчиком, конверт возвращен в суд в связи с истечением срока хранения, ходатайств об отложении рассмотрения дела, а также о рассмотрении дела в свое отсутствие ответчик не заявил, об уважительности причин неявки не сообщил, возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Третьи лица ООО «ФИО5», ФИО4 своих представителей в суд не направили, извещены о дне слушания дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце первом настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 1.1 ст. 161 ЖКРФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
2.1) соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено);
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Часть 2 ст. 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ житель <адрес> по пр. А.Невского в <адрес> ФИО4 обратилась в Комитет с жалобой на неработающий пассажирский лифт в доме.
С ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Ресурс» возложена обязанность по управлению, содержанию, ремонту общего имущества собственников этого многоквартирного дома (МКД).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику Комитет направил требование о предоставлении документов для проведения документарной проверки, которое получено обществом ДД.ММ.ГГГГ. Однако истребуемые документы представлены не были.
На ДД.ММ.ГГГГ лифт в подъезде не работал.
По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что общество не обеспечило исправность и работоспособность лифта пассажирского, что является нарушением п.5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 20, 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 16-18 Правил об организации безопасного использования и содержания пассажирских лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. «а», «б», «г» п.10, п.п. «а», «г» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ч. 1,1,2.2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ выдано ответчику предписание в течение 10 рабочих дней обеспечить исправность и работоспособность пассажирского лифта в <адрес> по пр. А.Невского в <адрес>, которое получено ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что лифт неисправен, не работает.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ общество сообщило комитету о восстановлении работоспособности лифта, однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 телефонограммой сообщила истцу, что лифт работал 2 дня, на ДД.ММ.ГГГГ не работает. Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что лифт не работает.
Из акта сверки взаимных расчетов между ответчиком и ООО «ФИО6» на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что долг ответчика по оплате услуг по содержанию лифтового хозяйства в <адрес> по пр. А.Невского в <адрес> составляет 173966 руб.
Подпунктом «а» п 11 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу п.п. «а» п.2 Указанных Правил № в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
Пунктом 42 Правил № предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 20 Минимального перечня предусматривает, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включают в себя техническое обслуживание и ремонт лифтов.
В силу п. 22 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
В свою очередь требования по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены в Постановлении Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. 5.10.2 которых определяет, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 743 утвердило Правила "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (вместе с "Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"), которые предусматривают:
- Владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта (п.16);
- Лицо, осуществляющее проведение указанных в пункте 16 настоящих Правил видов работ, должно обеспечить:
а) наличие в штате квалифицированного персонала. Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества;
б) для квалифицированного персонала - наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность. Указанные инструкции должны содержать меры по приведению объекта в положение, исключающее возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые в случае нахождения объекта в неисправном состоянии, а также порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов;
в) допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;
г) регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
д) наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров;
е) выполнение работ:
по монтажу, демонтажу объекта - в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и руководством (инструкцией) по монтажу объекта (при наличии), проектом производства таких работ;
по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту объекта, - в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта. В случае отсутствия информации в руководстве (инструкции) по эксплуатации объекта о составе и периодичности работ по обслуживанию объекта должен быть определен состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью:
ежемесячно;
один раз в 3 месяца;
один раз в 6 месяцев;
один раз в 12 месяцев;
ж) организацию и выполнение аварийно-восстановительных и аварийно-технических работ;
з) устранение неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в срок, не превышающий 24 часов с момента его остановки;
и) назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:
лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта. На это лицо возлагается контроль за работой лифтеров, операторов эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), операторов подъемных платформ для инвалидов и диспетчеров по контролю за работой лифтов;
лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта. На это лицо возлагается контроль за работой электромехаников по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромехаников эскалаторов и пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек). Сведения об указанном лице (фамилия, имя, отчество, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта. В случае осуществления владельцем объекта работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно допускается возлагать обязанности лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, на лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта;
электромеханика по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта. В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров;
лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), оператора подъемно й платформы для инвалидов и диспетчера по контролю за работой лифтов (п.17);
- Аварийно-техническое обслуживание объекта должно осуществляться круглосуточно и обеспечивать:
а) прием сведений о неисправностях объекта и возникновении аварийных ситуаций на объекте, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер, а также контроль за исполнением таких мер;
б) устранение неисправностей объекта и неисправностей функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта (п.18).
Исходя из системного толкования совокупности вышеприведенных нормативных положений все текущие, неотложные обязательные работы должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Управляющие организации являются специализированными коммерческими организациями осуществляют управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт МКД с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Таким образом, общество, являясь управляющей организацией, не обеспечило надлежащее содержание общего имущества указанного МКД, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и тем самым, не обеспечило соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД.
В силу п.2 ч. 1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П при реализации возложенных функций в рамках своих полномочий Комитет наделен правом на обращение в суд с заявлениями.
В нарушение ст. 57 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств, опровергающих обоснованность требований истца.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО8» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (ИНН №) исполнить предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ИНН №) № ЛК 108/210/002 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: обеспечить исправность и работоспособность пассажирского лифта в подъезде многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Определить срок по исполнению требований предписания № ЛК 108/210/002 от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ФИО7» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа № руб.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.А. Рочева
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2024