Дело № 2а-1407/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 25 ноября 2020 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Максимовой Л.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ... по Республике Марий Эл к Иудину С.Л. о восстановлении срока, взыскании задолженности по налогу, пене,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № ... по Республике Марий Эл (далее Межрайонная ИФНС России № ... по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Иудина С.Л. задолженности по транспортному налогу, пене в общей сумме 215 рублей 48 копеек, из которых задолженность по налогу в размере 200 рублей, пене в размере 15 рублей 48 копеек, заявив ходатайство о признании причины пропуска срока уважительной и восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска в суд.
В обоснование административного иска указано, что по сведениям налогового органа ответчику принадлежал на праве собственности автомобиль, который согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) являются объектами налогообложения. Однако ответчик за 2014 год транспортный налог не уплатил своевременно, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ начислены пени. Требование об уплате налога и пени оставлено без удовлетворения. В настоящее время за ответчиком числится задолженность в указанном размере. Налоговым органом пропущен срок для подачи заявления в суд по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № ... по Республике Марий Эл не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Иудин С.Л. в предварительное судебное заседание не явился, о проведении предварительного судебного заседания извещался надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 138 КАС РФ, с учетом положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ суд считает возможным провести предварительное судебное заседание без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно материалам дела ответчику в 2014 году принадлежало на праве собственности транспортное средство марки <данные изъяты>, VIN № ..., 1993 года выпуска (дата утраты права <...> года).
Следовательно, в 2014 году ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 1 п. 2).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что <...> года в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № ... от <...> года о необходимости уплаты транспортного налога за 2014 год в сумме 200 рублей.
В связи с неуплатой налога в адрес ответчика направлено налоговое требование № ... о необходимости уплаты в срок до <...> года задолженности по налогу за 2014 год в размере 200 рублей и по пене в размере 15 рублей 48 копеек.
Административное исковое заявление в суд направлено <...> года, то есть с пропуском установленного законом срока. Срок для обращения в суд с иском истек <...> года.
Истец просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В силу приведенных норм закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Указанное истцом обстоятельство не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, исключающими возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельства, позволяющие восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлены. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления о взыскании с ответчика задолженности по налогам, пеням удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ... по Республике Марий Эл к Иудину С.Л. о восстановлении срока, взыскании задолженности по налогу, пене в общем размере 215 рублей 48 копеек отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.Смышляева
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2020 года.