Решение от 14.11.2019 по делу № 2-1959/2019 от 18.09.2019

Дело №***                                          14 ноября 2019 года

                           Р Е Ш Е Н И Е

                 Именем Российской Федерации

    Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к начальнику медицинской службы Западного военного округа Министерства обороны РФ, ФИО1 Западного военного округа Министерства обороны РФ об оспаривании отказа в призыве на военную службу

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО2 обратился в суд с указанным иском, указав, что он проходил военную службу в войсковой части 41526 в должности командира части.

ФИО1 №*** от **.**.**** истец уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы, ФИО1 командира в/ч 554055 №*** от **.**.**** исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.

На личном приеме, который был оформлен листом беседы, кандидатура заявителя была оценена положительно и он получил отношение от начальника медицинской службы <адрес> для заключения контракта о прохождении военной службы в должности начальника ФГКУ Филиал №*** Военный клинический госпиталь МО РФ, которая была вакантной. Собрав необходимые документы, он обратился в военный комиссариат по Козельскому и <адрес>.

В связи с отсутствием информации о результатах движения документов, в мае 2019 года административный истец обратился к военному комиссару Козельского и <адрес>ов <адрес> с запросом, в котором просил предоставить информацию: направлялось ли его личное дело с соответствующими документами в Западный военный округ с целью призыва на действительную военную службу и заключения, когда и в чей адрес; при возврате документов из Западного военного округа, указать дату возврата, указанную причину не заключения контракта, а также предоставить копию соответствующего документа.

Из информационного письма военного комиссара №*** от **.**.**** истцу стало известно, что **.**.**** в адрес военного комиссара поступило его личное дело с сопроводительной, в которой пояснялось, что положительного решения о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы и назначении на воинскую должность не принято в связи с отрицательной характеристикой, а также с возбуждением уголовного дела №***Д.

Каких-либо иных ограничений в заключение контракта на прохождение военной службы законодательством РФ не установлено.

Согласно приговору 95 гарнизонного военного суда от **.**.****, ФИО2 был осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ к лишению права занимать руководящие должности на государственной службе, связанные с организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью, сроком на четыре года.

Апелляционным постановлением 3 окружного военного суда от **.**.**** приговор в отношении истца изменен: из описательно мотивировочной части приговора исключено указание на нарушение требований статей 78, 93-95, 130, 317, 318, 320 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; на наличие в действиях осужденного корыстной заинтересованности.

Назначенное наказание в виде лишения права занимать руководящие должности на государственной службе, связанные с организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью снижено до 3 лет и 6 месяцев.

На основании пп. 9 и 12 Постановления Государственной Думы №*** ГД от **.**.**** «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» освобожден от назначенного наказания, со снятием судимости.

Также к пакету документов, поданному через военный комиссариат по Козельскому и <адрес>м <адрес> была приложена справка из МОМВД России «Козельский», в которой указано об отсутствии судимости у истца.

Таким образом, с погашением судимости факт вынесения обвинительного приговора не мог влиять на принятие решения по вопросу заключения с ФИО2 контракта о прохождении им военной службы.

Указание на наличие отрицательной характеристикой не является основанием для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта.

Кроме того, в приговоре от **.**.**** указано, что ФИО9 награжден медалью МО РФ «За отличие в военной службе» 3 степени, положительно характеризуется по военной службе и в быту.

ФИО5 окончил первый факультет руководящего медицинского состава Военно-медицинской академии имени ФИО6 по специальности Управление медицинским обеспечением войск (сил).

Согласно служебной характеристике ФИО2 положительно характеризуется по военной службе.

Согласно служебной карточке имеет: благодарность от Министра обороны РФ от **.**.**** №*** за разумную инициативу, отличие в службе, добросовестность при исполнении служебных обязанностей; благодарность от командира в/части 54055; благодарность от командира в/части 43176.

Согласно аттестации, ФИО2 признан соответствующим занимаемым должностям с указанием: на умение четко ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке, принимать правильные решения, проявлять инициативу, настойчивость в выполнении поставленных задач; на подготовленность и владение элементами штабной культуры, исполнительность, профессионализм и дисциплинированность; на хорошо развитые организаторские способности и командирские навыки; знание и руководство в повседневной деятельности Уставами Вооруженных сил и документов по секретной деятельности; на умение сочетать требовательность с заботой о подчиненных, способность критически оценивать свою деятельность; на моральную и психологическую устойчивость; на авторитет у командования и сослуживцев.

Воинская часть под командованием ФИО2 в 2009 году признана лучшей в ФИО1 среди равных войсковых частей.

В октябре 2014 года ФИО2 выданы сертификат специалиста, удостоверение о повышении квалификации - «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Согласно журналу командирской подготовки офицеров (прапорщиков) военной части 54055, начатого **.**.**** инв. №***/БП, в таблице показателей командирской подготовки указаны оценки «хорошо» и «отлично».

О положительной динамике профессионально-должностных качеств и навыков ФИО9 в аттестационный период свидетельствует его назначение Министром обороны РФ на вышестоящую должность командира войсковой части №***, также факт заключения с ФИО9 летом 2014 года нового контракта о прохождении военной службы, которого не было бы в случае допущения нарушений условий контракта.

После июня 2015 года дисциплинарного взыскания, нареканий по службе командование ему не высказывало и дисциплинарных взысканий не объявляло, что свидетельствует о его безупречном отношении к исполнению служебных обязанностей в последующий период. Помимо этого ему выплачивались все ежемесячные денежные поощрения и премии без понижающих коэффициентов.

Данные обстоятельства, характеризующие заявителя за его многолетнюю военную службу исключительно положительно, сведения о личности, семейном положении, профессиональной подготовке и результатах безупречного прохождения военной службы ФИО9 на протяжении более 17 календарных лет в своей совокупности и системной взаимосвязи с сильной мотивацией к дальнейшему прохождению военной службы, ориентированности на военную карьеру и профессию, свидетельствуют, что для него ценно продолжение военной службы и о наличии всех предпосылок для этого.

Таким образом, ФИО2 отказано в заключении контракта и назначении на указанную должность необоснованно по основаниям не указанным в законе.

ФИО2, желая реализовать свое право на труд посредством заключения контракта с МО РФ на прохождение действительной военной службы, получил в ходе официального обращения к НМС ЗВО, оформленном в виде беседы, отношение на должность ФГКУ Филиал №*** Военный клинический госпиталь МО РФ. Однако в нарушение требований закона ему не обоснованно было отказано, что создало препятствия к осуществлению права исполнять конституционный долг по защите отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

Истец просит суд признать решение врио начальника медицинской службы Западного военного округа связанное с отказом ФИО2 в части отказа в заключении контракта на прохождение военной службы незаконным; обязать начальника медицинской службы Западного военного округа отменить решение об отказе ФИО2 в призыве на военную службу и назначении на должность; обязать должностных лиц Западного военного округа выполнить необходимые мероприятия в призыве ФИО2 на военную службу и заключении контракта, в должности начальника медицинской службы, либо иной, с согласия ФИО2, равнозначной или вышестоящей должности.

Истец ФИО2 участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, исковое заявление поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика начальник медицинской службы Западного военного округа Министерства обороны РФ ФИО7 в судебное заседание явился, иск не признает, суду сообщил, что ФИО2 действительно приезжал на беседу с должностными лицами медицинской службы Западного военного округа, однако по результатам этой беседы не было принято решение о заключении с ним контракта. При этом должность, на которую претендовал ФИО2 не была вакантна.

Представитель ответчика ФИО1 войсками Западного военного округа ФИО8 в судебное заседание явился, иск не признает. Суду сообщил, что заключение контракта является правом, а не обязанностью Министерства обороны РФ, кандидат на заключение контракта должен соответствовать требованиям на конкретную должность. Положительного решения о заключении контракта с ФИО2 принято уполномоченными лицами Министерства обороны РФ не было.

Выслушав стороны, оценив представленные суду доказательства, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    ФИО2 ФИО1 ракетными войсками стратегического назначения №*** от **.**.**** уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт б пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    **.**.**** на обращение ФИО2 был дан ответ военного комиссара Козельского и <адрес>ов <адрес>, в котором указано, что личное дело ФИО2 с соответствующими документами с целью призыва его на действительную военную службу и заключения контракта было скомплектовано и направлено начальнику управления кадров ЗВО (исх. №*** от **.**.****). В адрес военного комиссара Козельского и <адрес>ов <адрес> **.**.**** вх.№***, за подписью ВрИО начальника медицинской службы Западного военного округа подполковника медицинской службы И. Пчельникова, поступило личное дело ФИО9 с сопроводительной (исх. №*** от **.**.****), в которой пояснялось, что положительного решения о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы и назначении на воинскую должность не принято, в связи с отрицательной характеристикой, а также с возбуждением уголовного дела №***Д по ч. 1 ст. 285 КУК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

    В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от **.**.**** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пункта 3 статьи 32 Федерального закона от **.**.**** N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона "О воинской обязанности и военной службе", контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Исходя из положений ст. 34 Федерального закона от **.**.**** N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, пребывающие в запасе вправе заключать контракт о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

В соответствии с положениями ст. 34 Закона "О воинской обязанности и военной службе", контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Приговором 95 гарнизонного военного суда от **.**.**** ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ и ему назначено наказание. В соответствии с п.п. 9 и 12 Постановления Государственной Думы №*** ГД от **.**.**** «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», от назначенного наказания ФИО9 освобожден и с него снята судимость

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.0.2017 года N 217-О указал, что по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, военная служба, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 17-П и от **.**.**** N 20-П).

Особый характер военной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от **.**.**** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Исходя из этого служба в современной российской армии - с учетом принципов ее организации и функционирования, степени ее технологической оснащенности, а также специфики деятельности лиц, несущих военную службу, обязанности которых по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Российской Федерации требуют выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, - предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 6-П). Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность предъявления особых требований к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе установления обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением военной службы, введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих требований для заключения контракта о прохождении службы, наличие которых компенсируется предоставляемыми военнослужащим гарантиями и льготами.

Контракт о прохождении военной службы, заключаемый между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, является основанием прохождения военной службы по контракту. В контракте закрепляется добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта, включающие обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока и добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1 - 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно абзацу пятому пункта 5 статьи 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Аналогичное правовое регулирование содержится в пункте 3 статьи 4 и пункте 10 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы.

Предъявление особых требований к лицам, желающим заключить контракт о прохождении военной службы, а также установление ограничений при заключении такого контракта обусловлено спецификой данного вида государственной службы, направлено на формирование воинских подразделений лицами, способными выполнять воинский долг, который обязывает военнослужащих, в частности, быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять ФИО1 командиров, совершенствовать воинское мастерство (часть первая статьи 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от **.**.**** N 7-П и получившей развитие в ряде других его решений применительно к различным видам профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций (определения от **.**.**** N 84-О, от **.**.**** N 219-О, от **.**.**** N 256-О, от **.**.**** N 233-О, от **.**.**** N 378-О и от **.**.**** N 538-О-О), граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая военную службу по контракту, и требований к избравшим ее лицам - при условии соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации, ее статьями 2, 17 (часть 1), 55 (часть 3) и 64, правового статуса личности - само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Такие правила, в равной мере распространяющиеся на всех лиц, желающих реализовать свое право на труд путем прохождения военной службы, - как на впервые поступающих на военную службу, так и на военнослужащих, желающих заключить новый контракт, - согласуются с конституционным принципом равенства применительно к обеспечению доступа к государственной службе (статья 19, часть 1; статья 32, часть 4, Конституции Российской Федерации).

    Каких-либо исключений в отношении граждан, освобожденных от назначенного приговором суда наказания вследствие применения к ним акта амнистии, действующее законодательство не содержит, в связи с чем, факт привлечения ФИО2 к уголовной ответственности не мог быть не учтен при решении вопроса о возможности заключения с ним нового контракта.

    Суд полагает обоснованной позицию представителя ФИО1 Западного военного округа Министерства обороны РФ о том, что заключение контракта в настоящем случае являлось правом, а не обязанностью уполномоченного лица Министерства обороны РФ, которое должно было оценить соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к воинской должности.

    Как пояснил суду представитель начальника медицинской службы Западного военного округа Министерства обороны РФ указанная истцом должность на момент рассмотрения вопроса о заключении контракта не была вакантной.

    Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что истец сам не был заинтересован в заключении с ним контракта Командующим Западного военного округа Министерства обороны РФ. Так, из материалов дела следует, что его личное дело было направлено в Санкт-Петербург в апреле 2018 года, возвращено в военный комиссариат в июле 2018 года, однако запрос на получение соответствующей информации был направлен ФИО2 лишь в мае 2019 года, то есть по прошествии года.

    При этом из обращения ФИО2 и ответа военного комиссара Козельского и <адрес>ов <адрес> следует, что в августе 2018 года личное дело ФИО2 с целью призыва его на действительную военную службу и заключения контракта было направлено начальнику медицинской службы ЦВО по адресу: <адрес>.

    Таким образом, после того, как контракт с ФИО2 не был заключен должностными лицами Западного военного округа Министерства обороны РФ, истцом было инициировано заключение с ним контракта в ином военном округе.

    Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                                                ░.░. ░░░░░░░

2-1959/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедев Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Начальник медицинской службы Западного военного округа Министерства обороны РФ
Суд
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Матусяк Татьяна Павловна
Дело на сайте суда
dzr.spb.sudrf.ru
18.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2019Передача материалов судье
20.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее