Судья – Музалевская Н.В. Дело № 33а-10078/2020 А-190а
24RS0035-01-2020-001515-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Полынцева С.Н.,
судей – Корниенко А.Н., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федяниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю – ФИО5
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года (с учетом определения Минусинского городского суда Красноярского края от 29 июня 2020 года об исправлении описки), которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени».
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее – МИФНС) России № 10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 6427 рублей 91 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - 2137 рублей 62 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии - 1676 рублей 79 копеек, пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) - 4870 рублей 44 копеек, пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) - 2435 рублей 03 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, - 464 рублей 98 копеек.
В обоснование своих требований сослалась на то, что последний в период с 12 марта 1998 года по 26 ноября 2014 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем на основании ст. 419 и ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с тем мер к надлежащему и своевременному исполнению обязанности по внесению указанных платежей ФИО1 не принимал, вследствие чего образовалась обозначенная задолженность.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник МИФНС России № 10 по Красноярскому краю – ФИО5 просит данный судебный акт отменить, в части отказа во взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование оставить без рассмотрения, поскольку сумма составляет менее 3000 рублей и не истек трехгодичный срок, в части взыскания задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей аргументации указывает на то, что срок для обращения в суд с обозначенными требованиями был пропущен по уважительной причине. При этом просил учесть, что отказ во взыскании налогов влечет снижение объемов денежных поступлений в бюджеты всех уровней, может привести к общему дефициту.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (сведения о вручении корреспонденции имеются в материалах дела на л.д. 84, 85), не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, начальник МИФНС России № 10 по Красноярскому краю – ФИО5 просил о рассмотрении дела без представителя налогового органа. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В силу ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта второго настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Так, при рассмотрении дела было установлено, что административному ответчику 9 января 2017 года и 29 января 2017 года направлялись требования №S01170057832, №S01170209103, №S01170209041 о необходимости погашения задолженности по пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2010 года, 1 января 2013 года, 1 января 2017 года, со сроком уплаты до 8 февраля 2017 года и 1 апреля 2017 года соответственно.
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции при разрешении заявленных требований, учитывая вышеизложенные требования закона, обоснованно исходил из того, что административным истцом в части требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пропущен процессуальный срок на обращение с иском, установленный ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ, при отсутствии правовых оснований для его восстановления.
Так, установленный законом шестимесячный срок, с учетом времени, предоставленного для исполнения требования об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (при сумме, превышающей 3000 рублей) истекал 1 октября 2017 года. Между тем с настоящим административным иском о взыскании образовавшихся штрафных санкций МИФНС № 10 России по Красноярскому краю обратилась в суд (минуя стадию предъявления заявления о выдаче судебного приказа) лишь 8 мая 2020 года. Таким образом, налоговый орган, имея реальную возможность своевременно предъявить в суд обозначенные требования, соответствующих мер не принял.
Выводы суда в этой части являются законными, обоснованными, основанными на нормах закона. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока судебная коллегия также не усматривает.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока, административным истцом в судебное заседание не представлено.
То обстоятельство, на которое указывает в рамках аргументации своей позиции налоговый орган, что уплата налога является способом пополнения бюджетов, невнесение требуемых сумм может привести к общему дефициту, не может служить, с учетом положений ст. 48 НК РФ, безусловным основанием для удовлетворения выдвинутых им требований, поскольку соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах, у судебной коллегии нет поводов для отмены в этой части правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Вместе с тем, при обращении в суд с административным иском 8 мая 2020 года сумма пени по страховым взносам на обязательное медицинское образование не превысила 3000 рублей, при этом не прошло трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате данного вида налога, что не соответствует требованиям абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ. Оснований учитывать общую сумму задолженности по пени, числящуюся за ФИО1 и указанную в требовании №S01170057832 от 9 января 2017 года, не имеется, поскольку она приведена справочно и указывает на имеющуюся у налогоплательщика общую сумму задолженности по всем видам страховых взносов.
Так, из анализа норм налогового законодательства следует, что под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного вида налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных видов налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налогов, не подлежат суммированию, поскольку для разных видов налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты, а потому право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Таким образом, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с административным иском о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское образование за 2017 год, с учетом установленного законом шестимесячного срока, в срок до 1 октября 2020 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение в части требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское образование за 2017 год подлежит отмене, заявленные требования административного иска в указанной части оставлению без рассмотрения, так как налоговым органом не соблюден досудебный порядок обращения в суд в части установленных для этого сроков и суммы недоимки по налогу, а также порядка, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю о взыскании с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 464 рубля 98 копеек.
Административное исковое заявление в этой части оставить без рассмотрения.
В остальной части решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд об-щей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: