РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
16 августа 2021 года г. Самара
Советский районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Абушмановой Г.В.,
помощника судьи на которую возложена обязанность по ведению протокола судебного заседания Шайдуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2692/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность «Агентство Финансового Контроля» к отделу судебных приставов Советского района г. Самара, судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов Советского района г. Самара Кондратьевой Е.В., начальнику ОСП Советского района г. Самара (старшему судебному приставу Новиковой Н.В.), УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного документа, обязании начальника отделения запросить у взыскателя (истца) исполнительный лист и отменить постановление об окончании исполнительного производства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РћРћРћ «Агентство Финансового Контроля» (далее РћРћРћ «АФК) обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє отделу судебных приставов Советского района Рі. Самара, судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов Советского района Рі. Самара Кондатьевой Р•.Р’., начальнику РћРЎРџ Советского района Рі. Самара (старшему судебному приставу РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№ Рќ.Р’.), УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Рѕ признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Советского района Рі. Самара УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Кондратьевой Р•.Р’., выразившееся РІ непринятии достаточных мер принудительного исполнения РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ, предусмотренное СЃС‚. 68 ФЗ в„– «Об исполнительном производстве»; обязании начальника отделения судебных приставов <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> отменить постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ, для осуществления полного комплекса мер, направленные РЅР° фактическое исполнение требований, содержащихся РІ исполнительном документе в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ; РІ случае утраты исполнительного документа в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ обязать Управление ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> организовать работу РїРѕ его восстановлению РІ соответствии СЃ Приказом ФССП Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Р’ обоснование административных исковых требований указано, что ДД.РњРњ.ГГГГ РћРЎРџ Советского района Рі. Самары судебным приставом Кондратьевой Р•.Р’. вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства Рё возвращении исполнительного документа взыскателю РїРѕ исполнительному производству в„–47012/20/63040-РРџ РѕС‚ 20 июля 2017 РіРѕРґР°, возбужденному РЅР° основании исполнительного документа в„–2-717/2017 РѕС‚ 16 мая 2017 РіРѕРґР°, выданного судебным участком в„–51 Советского района Рі. Самара Самарской области Рѕ взыскании задолженности РІ размере 40 621 рубль 18 копеек СЃ должника Комарова Р®.Р’. РІ пользу РћРћРћ «АФК».
Указанная выше информация получена ООО «АФК» ДД.ММ.ГГГГ, из банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России. Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО «АФК» не возвращен.
С указанными действиями судебного пристава ООО "АФК" не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего исполнительного акта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кондратьева Е.В. в судебное заседание не явилась, направила отзыв, согласно которого просила в иске отказать.
Соответчики старший судебный пристав ОСП Советского района г. Самары Новикова Н.В., ОСП Советского района г.Самары, УФССП РФ по Самарской области, за также заинтересованное лицо Комаров Ю.В. в судебное не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещались надлежащим образом.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статьи 2 и 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Положениями глав 23, 25 ГПК РФ, Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве" предусмотрен специальный способ защиты прав взыскателя, должника или лица, чьи права и интересы нарушены в ходе исполнительного производства и имеет своей целью восстановление нарушенных прав.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Статья 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель.
В соответствии со статьями 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ0 года на принудительное исполнение в ОСП <адрес> г.о. Самары поступил судебный приказ (исполнительный лист) 2-717/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным судебным участком № Советского судебного района г.о. Самары о взыскании с Комарова Ю.В. в пользу ООО «АФК» суммы задолженности в размере 40 578 рублей 09 копеек.
ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании данного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено по основаниям, предусмотренным п. 3 ч.1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Окончание исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ отменено. Мировому судье судебного участка направлено заявление о выдачи дубликата исполнительного листа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 46 того же Федерального закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда данным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Как разъяснено в абз. 2 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.
Административный истец указывает, что действия судебного пристава нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего исполнительного акта.
Вместе с тем, как установлено судом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем предпринимался необходимый и достаточный объем мер, направленных на принудительное исполнение судебного акта.
Судебным приставом-исполнителем были направлены запросы о наличии денежных средств должника в кредитные организации, судебным приставом исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства от ДД.ММ.ГГГГ.
Также из материалов исполнительного производства следует, что был сделан запрос в ЗАГС, Росреестр, УФМС, в ПФРдля установления сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, направлены запросы в регистрирующие органы о наличии движимого и недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем принято постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено и возобновлены исполнительные действия по исполнительному производству.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется, в связи с чем, оспариваемое постановление должностного лица службы судебных приставов не может быть признано незаконным.
В силу разъяснений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Вместе с тем, как установлено судом, в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве" были произведены необходимые действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, направленные на обнаружение имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, однако такое имущество обнаружено не было.
При таких обстоятельствах отсутствие ожидаемого эффекта от таких действий и мер, недостижение желаемого взыскателем результата само по себе не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства по взысканию денежных средств в пользу административного истца.
Вместе СЃ тем, начальником отделения –старшим судебным приставом РћРЎРџ <адрес> УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Бондаревой Рў.Р’. ДД.РњРњ.ГГГГ отменено постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, исполнительное производство возобновлено. РњРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ направлено заявление Рѕ выдачи дубликата исполнительного документа.
Таким образом, в судебном заседании не нашли подтверждение факты нарушения прав административного истца, основания для удовлетворения административного искового заявления ООО "АФК" в настоящее время отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое общества с ограниченной ответственность «Агентство Финансового Контроля» к отделу судебных приставов Советского района г. Самара, судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов Советского района г. Самара Кондратьевой Е.А. начальнику ОСП Советского района г. Самара (старшему судебному приставу Новиковой Н.В.), УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного документа, обязании начальника отделения запросить у взыскателя (истца) исполнительный лист и отменить постановление об окончании исполнительного производства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 августа 2021 года.
Судья подпись Г.В.Абушманова
Копия верна
РЎСѓРґСЊСЏ:
Секретарь: